Ремонт КПП ВАЗ (задний привод)
Ремонт коробки переключения передач ВАЗ (задний привод)
- Снятие коробки передач
- Разборка четырехступенчатой коробки передач
- Определение технического состояния деталей коробки передач
- Сборка четырехступенчатой коробки передач
- Установка коробки передач
- Особенности устройства и ремонта пятиступенчатой коробки передач
- Разборка пятиступенчатой коробки передач
- Сборка пятиступенчатой коробки передач
- Как сделать пятиступенчатую коробку из четырехступенчатой
- Вторичные валы новой конструкции - "Разорванный пакет"
1. Снятие коробки передач
Устанавливают автомобиль над смотровой канавой (или на подъемник), ставят упоры под передние колеса и вывешивают задний мост с одной или двух сторон. Опускают стояночный тормоз и устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение. Отсоединяют провода от аккумуляторной батареи. Снимают передний коврик пола и наружный чехол рычага переключения передач, пластмассовую крышку и уплотнитель. Прижимая вниз стержень рычага, отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом вынимают запорную втулку из канавки рычага и снимают стержень.
Отсоединяют подвеску труб глушителей в задней части автомобиля, а затем трубу глушителей от приемной трубы. Отсоединяют хомут крепления приемной трубы к коробке передач. Ключом 02.7812.9500 отворачивают гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору и снимают трубу. Отворачивают нижние болты крепления крышки картера сцепления и отсоединяют массовый провод от картера сцепления и провода от выключателя фонаря заднего хода.
Отцепляют оттяжную пружину от вилки выключения сцепления и вынимают шплинт из толкателя. Отсоединяют рабочий цилиндр от картера сцепления. При этом цилиндр, соединенный с трубопроводом, идущим к главному цилиндру привода выключения сцепления, остается на автомобиле, что исключает потерю тормозной жидкости и необходимость прокачки гидравлического привода сцепления. Снимают кронштейн безопасности карданного вала, затем отсоединяют гибкий вал спидометра от редуктора привода спидометра.
Надевают на эластичную муфту 3 хомут А.70025 (5) и затягивают его. Это облегчает снятие и установку эластичной муфты. Отвертывают гайки 2 и, прокручивая карданный вал, удаляют болты крепления эластичной муфты к фланцу вторичного вала коробки передач. Опускают и отводят в сторону передний карданный вал с муфтой.
Отвертывают шарнирным ключом 02.7812.9500 болты крепления стартера к картеру сцепления и снимают его. Отсоединяют опору задней подвески двигателя от поперечины и снимают поперечину, поддерживая коробку передач снизу. Ставят под картер коробки передач подставку и шарнирным ключом А.55035 отворачивают болты крепления картера сцепления, затем снимают коробку передач вместе с картером сцепления, сместив ее назад, чтобы извлечь из переднего подшипника и ступицы ведомого диска первичный вал.
2. Разборка четырехступенчатой коробки передач
Перед разборкой коробку промывают моющими средствами, устанавливают на стенд, сливают масло и снимают нижнюю крышку с прокладкой. Снимают вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной. Снимают картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач (вместе с сальником и пружинной шайбой) и вывертывают выключатель фонаря заднего хода. Затем снимают привод спидометра с прокладкой. Вывернув болт крепления вилки переключения III и IV передач, передвигая вилки, включают одновременно две любые передачи. Это предотвращает проворачивание валов и позволяет выполнять последующие операции по разборке.
Снимают стопорное кольцо с конца вторичного вала, затем, разогнув стопорную шайбу, отворачивают гайку фланца эластичной муфты на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо, и вновь заворачивают гайку. Выталкивателем А.40006/1 со съемником А.40005/4 снимают с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала, уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты, отворачивают гайку и съемником А.40005/3/9В/9С снимают фланец эластичной муфты, после чего снимают заднюю крышку коробки передач, отвернув винт 2 ограничителя поперечного хода рычага и передвинув рычаг переключения передач в направлении, показанном стрелкой, чтобы освободить его от штоков включения передач.
Снимают: с вторичного вала задний подшипник и ведущую шестерню привода спидометра; со штока включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой; с оси промежуточную шестерню заднего хода; с промежуточного вала стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода, шестерню и пружинную шайбу; с вторичного вала стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода, прижимая оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца; ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.
С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток вы-прессовывают из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала и вынимают последний из картера.
Снимают крышку фиксаторов, а из картера - шток вилки включения заднего хода и шток вилки включения III и IV передач. Отвернув болт крепления вилки переключения I и II передач, вынимают шток и вилку переключения I и II передач. Вынимают штоки, одновременно удаляют три блокировочных сухаря.
Снимают стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала и ось промежуточной шестерни заднего хода. Вынимают первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимают игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала. Выбивают из промежуточного подшипника вторичный вал, вынимают промежуточный подшипник и извлекают из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Затем снимают с вала муфту синхронизатора III и IV передач.
При разборке первичного вала снимают с заднего конца стопорное и блокирующее кольца и пружину синхронизатора, установив вал на пресс и сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу, снимают стопорное кольцо, а затем пружинную шайбу и подшипник.
При разборке вторичного вала снимают с задней стороны вала шестерню 22 I передачи с втулкой 23, ступицу 16 со скользящей муфтой 17 переключения I и II передач, шестерню 11 II передачи вместе с блокирующим кольцом 14 синхронизатора, устанавливают вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 на пресс, подкладывают под шестерню III передачи опорные полукольца 1 и, нажимая пуансоном 3 через оправку на пружинную шайбу, щипцами снимают стопорное кольцо 5, затем пружинную шайбу 2, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи.
При разборке рычага переключения передач и задней крышки снимают манжету, чехол рычага, затем стопорное кольцо, шайбу, пружину и сферическую шайбу. Отворачивают гайки крепления фланца, отсоединяют тяжкую пружину рычага от ушка болта и снимают рычаг вместе с фланцем, опорой и чашкой.
3. Определение технического состояния деталей коробки передач
Перед осмотром детали коробки передач тщательно очищают щеткой или скребком, удаляют все отложения и очищают отверстия и шлицы от загрязнения. Затем промывают, чтобы удалить все остатки масла. Детали обдувают струей сжатого воздуха и аккуратно протирают. Особенно тщательно продувают подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникло быстрого вращения колец.
Картер и крышки. На картере не должно быть трещин, а на поверхности гнезд для подшипников износа или повреждений. На поверхностях сопряжения с картером сцепления и крышками также не должно быть повреждений, способных вызвать расхождение осей и недостаточную герметичность, вызывающую утечку масла. Незначительные повреждения можно устранить бархатным напильником. Если детали повреждены или их износ превышает допустимый, их заменяют новыми. Проверяют состояние передней крышки, а также, не касается ли ее первичный вал при вращении. При несоосности вала и крышки заменяют поврежденные детали. Проверяют, не засорено ли сливное отверстие передней крышки, и очищают пробку сливного отверстия.
Сальники. На рабочих кромках не должно быть повреждений и неровностей, допустимый износ рабочей кромки по ширине - не более 1 мм. Даже при незначительных повреждениях их заменяют новыми.
Валы. На рабочих поверхностях и шлицах вторичного вала не допускаются повреждения и чрезмерный износ. Фланец эластичной муфты должен свободно скользить на шлицах. На поверхности качения игл на переднем конце вторичного вала и в отверстии первичного вала не должно быть видимых неровностей. У промежуточного вала не допускается выкрашивания или чрезмерный износ зубьев. Поверхность оси шестерни заднего хода должна быть гладкой, без следов заедания. Незначительные неровности на поверхностях устраняют набором шлифовальных шкурок зернистостью 10-М40. При больших повреждениях и деформациях вал заменяют новым.
Шестерни. На шестернях не допускается повреждение или износ зубьев, превышающий допустимый боковой зазор в зацеплении. Особое внимание обращают на состояние торцов зубьев на венцах синхронизаторов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность, которая должна быть гладкой, без видимых следов износа. Кроме того, проверяют зазор в зацеплении между шестернями.
Подшипники. Должны быть в безукоризненном состоянии. Их радиальный зазор не должен превышать 0.05 мм. При проверке прижимают пальцами внутреннее кольцо к наружному и проворачивают одно из них в обоих направлениях, при этом качение должно быть плавным. На поверхностях шариков (роликов) и беговых дорожках колец не допускаются повреждения. Неисправные подшипники заменяют новыми.
Штоки и вилки. Деформация вилок переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях картера. Проверяют состояние блокировочных сухарей, пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие видимые следы заедания или износа, заменяют новыми.
Ступицы, муфты и блокирующие кольца синхронизаторов. Проверяют, нет ли следов заедания на ступицах муфт включения передач, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обращают на состояние торцов зубьев муфт. Не допускается чрезмерный износ поверхности блокирующих колец, когда они упираются в муфту синхронизатора. Неисправности, препятствующие свободному скольжению, устраняют бархатным напильником. Изношенные детали заменяют новыми.
4. Сборка четырехступенчатой коробки передач
Собирают коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего: пружина фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других упругостью, она окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие; при соединении картера сцепления с передней крышкой коробки передач отверстие для выпуска масла в передней крышке должно быть направлено вниз; перед установкой рабочую поверхность сальников покрывают смазкой ЛИТОЛ-24; при установке стопорного кольца шестерни заднего хода используют оправку 41.7816.4069, а при установке подшипников и сальников - оправки 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.
Оправка 41.7853.4028 показана на рисунке. Остальные две оправки того - же типа. Оправка 41.7853.4032 имеет наружный диаметр пуансона 60 мм, а в трубке оправки расположен подпружиненный центрирующий стержень диаметром 19.5 мм. Оправка 41.7853.4039 имеет наружный диаметр пуансона 56 мм, с торца которого выполнен центрирующий поясок диаметром 32.1 мм для насадки сальника.
5. Установка коробки передач
Устанавливают коробку передач на автомобиль в порядке, обратном снятию. Перед установкой наносят тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или ЛИТОЛ-24 на шлицы первичного вала и центрируют оправкой А.70081 ведомый диск сцепления, после чего заправляют коробку передач трансмиссионным маслом ТАД-17и. Уровень масла должен доходить до нижнего обреза заливного отверстия.
6. Особенности устройства и ремонта пятиступенчатой коробки передач
Пятиступенчатая коробка передач сконструирована на базе существующей четырехступенчатой коробки. Пятая передача расположена в полости задней крышки 24, поэтому форма ее изменена. На задней части вторичного вала 1 одной шпонкой крепятся ведомая шестерня 2 заднего хода и ступица 3 муфты синхронизатора V передачи. Шестерня 8 пятой передачи с зубчатым венцом синхронизатора вращается на втулке 10. Между втулкой 10 и ведущей шестерней 11 привода спидометра зажата маслоотражательная шайба 9. Привод пятая ступень получает от блока шестерен 23, который насажен на шлицы промежуточного вала 25 и крепится на них болтом 22. Дополнительной опорой для блока шестерен является роликовый цилиндрический подшипник 21.
Внесены изменения и в привод переключения передач. Введен механизм выбора передач. Он состоит из корпуса рычага переключения передач, к которому тремя болтами крепится направляющая пластина рычага переключения , передач вместе с шайбами и блокировочной пластиной заднего хода. В пазах направляющей пластины расположены подпружиненные направляющие планки, между которыми зажата нижняя часть рычага.
7. Разборка пятиступенчатой коробки передач
Устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение, отворачивают гайки крепления механизма выбора передач и снимают рычаг переключения передач в сборе с механизмом. Отвертывают гайки крепления задней крышки 24 и снимают ее. Одна из гаек крепления крышки отворачивается изнутри картера коробки передач при снятой нижней крышке. При снятии задней крышки ее необходимо подавать не только назад, но и поворачивать, чтобы исключить ее задевание за блок шестерен заднего хода и V передачи. После снятия с вторичного вала внутреннего кольца заднего подшипника 12 и ведущей шестерни привода спидометра, ослабляют болты крепления крышки фиксаторов и отворачивают болты крепления блока шестерен и вилки включения V передачи и заднего хода. Снимают маслоотражательную шайбу 9, а затем втулку 10 шестерни V передачи и вынимают шток из вилки. При этом со штока снимается дистанционная втулка. Затем снимают со шлиц промежуточного вала блок шестерен.
Снимают одновременно промежуточную шестерню заднего хода с оси, шестерню в сборе с муфтой и вилкой с вторичного вала. Снимают с вторичного вала шайбу и с помощью фигурных оправок типа отверток снимают со шпонки ступицу синхронизатора V передачи и ведомую шестерню заднего хода.
Дальнейшая разборка коробки передач проводится в порядке, описанном для четырехступенчатой коробки передач.
При необходимости разбирают рычаг и механизм выбора передач, для чего: снимают защитный чехол с фланца, стопорное и упорное кольца, пружину и сферическую шайбу с рычага переключения передач; отмечают визуально расположение деталей относительно риски, нанесенной на направляющей пластине, чтобы при сборке соединить детали в том же положении; отвернув гайки с болтов крепления, разъединяют детали механизма выбора передач и снимают рычаг, его шаровую опору и резиновые уплотнительные кольца.
8. Сборка пятиступенчатой коробки передач
Сборку V передачи и заднего хода, механизма выбора передач проводят в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего: ось промежуточной шестерни заднего хода закрепляют до установки валов в картер коробки моментом 8 кгс·м; перед установкой штока-вилки включения V передачи и заднего хода в картер устанавливают на шток дистанционную втулку; внутреннее кольцо подшипника напрессовывают на блок шестерен V передачи и заднего хода, а наружное - в гнездо задней крышки: для облегчения установки задней крышки задний подшипник вторичного вала напрессовывают на вал; промежуточную шестерню заднего хода 1, шестерню 3 и вилку 4 устанавливают одновременно; при сборке рычага переключения передач покрывают смазочным материалом ЛСЦ-15 шаровую головку или сферу шаровой опоры; болт крепления блока шестерен затягивают моментом 8 кгс·м.
9. Как сделать пятиступенчатую коробку из четырехступенчатой
9.1. Что было
До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач 2101, которая устанавливалась на все "Жигули". Затем появилась КПП 2121 с "повышенным" рядом, предназначенная для "Нивы" и ВАЗ-2106. В 1979 году завод освоил выпуск КПП 2105 для нового семейства машин. Сегодня она производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на все "Жигули" и "Ниву". А прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году. Однако запчасти к ним выпускались очень долго, поэтому в продаже до сих пор встречаются детали разных поколений.
В чем их отличие? Начнем с первичного вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 - 19 зубьев. А вариант, что ныне ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1). Средняя розничная цена - 1250 рублей.
Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой передачи - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венце промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем. Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие - резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода (фото 2). Вместе с болтом его можно купить от 900 руб.
Вторичные валы в сборе у всех "четырехступок" взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их две - универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в диаметре: 2101 - 96.8 мм, 2105 - 98.8 мм (фото 3).
У "пятиступки" вторичный вал свой (фото 4). Стоит он от 1200 руб.
9.2. Что будет
Если коробка передач древняя (2101 или 2121), то проще, пожалуй, сменить агрегат в сборе. А в случае с 2105 стоит попробовать. Итак, к четырехступенчатой коробке передач 2105 докупаем промежуточный и вторичный валы. К последнему также - блок шестерен пятой передачи. Набор (фото 5) состоит из ступицы, муфты, шестерни пятой передачи с синхронизатором (от 1900 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего хода (от 1300 руб.) и маслоотражательной шайбы (50 руб.) (фото 6).
Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а вот ее ось придется заменить. Старая имеет две опоры - в картере коробки передач и задней крышке. У "пятиступки" опора в крышке отсутствует. Модернизированная ось закреплена в картере гайкой, а не выступом стопорной пластины (фото 7). Если тратиться на новую пластину не хочется, можно оставить старую, удалив выступ.
Изменился и привод переключения передач. Комплект штоков и вилка включения пятой передачи и заднего хода (фото 8) обойдутся в 650 руб.
Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 950 руб.
В старой крышке пятая передача не поместится - нужна новая - от 1800 руб. (фото 10). Если у вас "Нива", поищите ту крышку, что с заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой).
Но и это не все. Понадобятся новый датчик включения фонарей заднего хода - 90 руб. (фото 11), модернизированная опора силового агрегата - от 110 руб. (фото 12) с поперечиной 2107-1001100 - 110 руб. и подшипник блока шестерен - от 180 руб.
9.3. Итог
Новая пятиступенчатая коробка передач ВАЗ-21074 стоит около 15800 рублей. Затраты на самостоятельную переделку составят около 10510 руб. (цифра приблизительная, в продаже можно найти детали, стоимость которых немного ниже, но качество таких деталей сомнительное). Плюс - не поддающееся оценке моральное удовлетворение - сам делал!
10. Вторичные валы новой конструкции - "Разорванный пакет"
За длительный период эксплуатации пятиступенчатых КПП ВАЗ выявился целый ряд неисправностей, которые постоянно преследуют владельцев этих автомобилей.
Если в четырёхступенчатой коробке основной набор шестерён жёстко фиксировался пружинным кольцом и стопорной шайбой, то в пятиступенчатой роль стопорной шайбы стала выполнять гайка вторичного вала, а блок шестерён заднего хода был установлен на вторичный вал и закреплён болтом М10.
Этот болт имеет свойство ломаться, но ахиллесовой пятой конструкции этой коробки стала гайка вторичного вала. Небольшое отворачивание этой гайки приводит к увеличению расстояния между деталями, которые кроме этой гайки ничем не стягиваются. В итоге происходит износ ступиц и самопроизвольное выключение передач.
В последние годы появились коробки переключения передач, в которых устанавливаются вторичные валы новой конструкции, так называемый "разорванный пакет".
Особенность этого вала в том, что шестерни основных передач фиксируются на нём, как и в четырёхступенчатой КПП, пружинным кольцом и стопорной шайбой. Блок шестерён заднего хода и сама шестерня имеют другой модуль зубьев, что снижает шум в работе, а шестерня пятой передачи стала вращаться на валу без ступицы.
Основная особенность вторичного вала нового образца в том, что все детали посажены на мелкие шлицы, а после ступицы муфты включения ставится стопорное кольцо. Фланец эластичной муфты также устанавливается на мелкие шлицы, что придаёт ему большую жесткость на валу.
В продаже вал бывает только в комплекте с муфтой, шайбами, валом заднего хода, шестерней пятой передачи и фланцем.
Порядок сборки с новым валом немного отличается от порядка сборки КПП старого образца:
- Установив шестерни первой, второй и третьей передач на вал, ставим его в корпус.
- Надеваем на шлицы ведущую шестерню заднего хода.
- Надеваем пружинную шайбу конусом вниз.
- Ставим ступицу муфты включения пятой передачи. Проследите, чтобы внутренний конус ступицы был обращён назад.
- Собранный пакет деталей закрепляется стопорным кольцом, которое должно быть в ремкомплекте. Поставить стопорное кольцо в проточку не так просто - ступицу надо чем-то поджать, т.к. под ней находится пружинная шайба, чтобы освободить проточку под кольцо. Стопорное кольцо устанавливается с небольшим натягом. Для этого используем самодельную оправку, сделанную из обрезка трубы с внутренним диаметром 27 мм. Надеваем стопорное кольцо, далее - оправку, сверху кладем шайбу и гайкой стягиваем конструкцию до посадки стопорного кольца в проточку. Отворачиваем гайку и снимаем оправку.
- Надеваем опорную шайбу пятой передачи.
- Надеваем шестерню пятой передачи на вал. Проверяем, что торец вала немного выступает за торец шестерни. Это очень важно, иначе шестерня будет зажата гайкой вторичного вала. Провернуть двигателем её не удастся, это приведёт к поломке.
- Надеваем маслоотражательную шайбу. Она тоже нового вида - более толстая.
- Ставим шарик (фиксатор для шестерни привода спидометра).
- Устанавливаем шестерню привода спидометра (для КПП ВАЗ 21213 - втулку).
- Устанавливаем задний подшипник вторичного вала.
- Устанавливаем заднюю крышку, надеваем фланец эластичной муфты.
- Затягиваем гайку вторичного вала.
После сборки КПП обязательно проверьте лёгкость вращения валов, прокручивая их в разные стороны руками. Вращение должно быть лёгким, без заеданий.
|