Поиск

ГЛАВНАЯ / КПП / РЕМОНТ / АЗЛК

Совет
Примеры износа деталей редукторов Вы можете посмотреть здесь

Анекдот
- Мужики, а у меня машина - "девятка"
- Так у тебя ж была "шестёрка"???
- Перевернулась

Ссылки
ГАЗ центр
Форум Рено Клуба
Гермес-Лада
110км.ру
Фольксваген Центр Запад
Ауди Центр Варшавка
Лионъ
PRO-MOTORS
Chrysler в России
АвтоГЕРМЕС


© DOOMer & VAVilON
2001-2015

Рейтинг@Mail.ru
Распечатать

Ремонт КПП АЗЛК



Ремонт КПП АЗЛК

Ремонт коробки переключения передач АЗЛК

  1. Снятие коробки передач
  2. Разборка коробки передач
  3. Разборка первичного вала
  4. Разборка вторичного вала
  5. Проверка технического состояния деталей коробки передач
  6. Общие рекомендации по сборке коробки передач
  7. Подсборка узлов коробки передач
  8. Установка деталей и узлов в картеры
  9. Контроль и испытания собранных коробок передач
  10. Снятие механизма управления КПП (без снятия КПП)
  11. Разборка механизма управления
  12. Сборка механизма управления
  13. Установка коробки передач и механизма управления на автомобиль
  14. Устройство главной передачи
  15. Снятие главной передачи и разборка ее на стенде
  16. Разборка дифференциала
  17. Сборка дифференциала
  18. Проверка технического состояния деталей главной передачи
  19. Сборка, регулировка и установка главной передачи
  20. Комментарии мастера

Наверх 1. Снятие коробки передач

  1. Установить автомобиль на подъемник или смотровую яму, поднять капот двигателя и зафиксировать его в поднятом положении.
  2. Отсоединить провода от аккумуляторной батареи и снять ее.
  3. Отсоединить воздушный фильтр от кузова, переместить его на щит передка кузова и закрепить.
  4. Отвернуть три гайки закрепления приемной трубы к фланцу выпускного коллектора.
  5. Отвернуть три болта (с двигателя ВАЗ) или две гайки (с двигателя УЗАМ) крепления стартера к картеру сцепления и снять стартер.
  6. Отвернуть гайку крепления оболочки гибкого вала к редуктору привода спидометра и снять гибкий вал с редуктора.
  7. Снять стопорное кольцо с пальца рычага валика педали сцепления и снять с пальца наконечник троса выключения сцепления.
  8. Вытянуть трос выключения сцепления за нижний наконечник вниз до упора и вывести его из наружного рычага вала выключения сцепления.
  9. Отвернуть две гайки крепления резиновых колец подвески системы выпуска к кронштейну выхлопной трубы дополнительного глушителя и снять болты.
  10. Отвернуть гайку болта крепления хомута приемной трубы к кронштейну коробки передач, удерживая головку болта от проворачиваний.
  11. Снять фланец приемной тру6ы со шпилек фланца выпускного коллектора, вывесить трубу на подвеске глушителя. Отворачивание фиксатора наконечника вала переключения передач
  12. Расшплинтовать и отвернуть фиксатор наконечника вала переключения передач и снять наконечник с переключателя передач. Эта операция облегчается при перемещении наконечника рычагом управления из салона автомобиля в сторону IV передачи. Отворачивание гайки крепления тяги основания
  13. Отвернуть гайку 8 крепления тяги основания механизма управления к коробке передач и вывести палец 9 из кронштейна 5 задней опоры двигателя.
  14. Снять провода с клемм выключателя света в фонарях заднего хода. Выключатель расположен на заднем торце крышки картера коробки передач.
  15. Отвернуть двенадцать винтов крепления шарниров равных угловых скоростей к фланцам правой и левой полуосей, отвести шарниры в сторону от фланцев и вывесить их на проволоках, привязанных к лонжеронам.
  16. Отвернуть маслосливную пробку и слить масло из коробки передач.
  17. Отвернуть два болта крепления поперечины к лонжеронам и, плавно опуская вниз заднюю часть коробки передач, вывесить силовой агрегат на передних опорах.
  18. Отвернуть пять винтов крепления грязеотражательного пластмассового щитка поддона двигателя и, сместив его назад, снять с переднего буфера.
  19. Плотно ввести деревянный клин в щель между поддоном двигателя и поперечиной и обеспечить жесткое положение вывешенного силового агрегата.
  20. Отвернуть два болта крепления.
  21. Отвернуть четыре болта крепления картера сцепления к блоку двигателя ВАЗ или четыре гайки крепления картера сцепления к двигателю УЗАМ. Верхние болты (или гайки) можно отворачивать изнутри отсека двигателя до опускания вниз задней части силового агрегата.
  22. Зафиксировать рычаг выключения сцепления в нижнем положении, заложив планку между рычагом и кронштейном крепления троса привода выключения сцепления.
  23. Снять коробку передач в сборе с автомобиля. При снятии коробки передач ее надо приподнять вверх и перемещать назад, следя за тем, чтобы первичный вал выдвигался из ступицы ведомого диска сцепления, не зависая на ней и не повреждая лепестки нажимной пружины. Работу рекомендуется выполнять с помощью специальной тележки. Можно снять коробку передач и вдвоем, используя страховочный брус, подложенный под коробку передач.

Наверх 2. Разборка коробки передач

Перед разборкой следует очистить коробку передач от грязи и промыть водой, предохранив внутренние полости картеров от попадания воды.

  1. Отвернуть четыре гайки и снять кронштейн задней опоры двигателя с крышки 7 картера и чехол 10 с переключателя передач 1.
    Детали крышки коробки передач
  2. Отвернуть болты 8, 13 и снять крышку 5 с картера коробки передач. В процессе снятия крышки переключатель передач 4 должен оставаться в зацеплении со штоками, как это показано на рисунке. Следите за тем, чтобы не повредилась прокладка 2 (толщиной 0.5 мм). Снятие крышки картера коробки передач
  3. Вывести переключатель передач из зацепления со штоками и снять его и прокладку 2.
  4. Снять картер сцепления с картера главной передачи.
  5. Удалить из задней втулки 5 крышки уплотнительное резиновое кольцо 11 переключателя передач.
  6. Отвернуть болты 2 и снять механизм блокировки заднего хода. Если установлена стопорная пластина 3, то перед отворачиванием следует отогнуть от граней болтов "усы" пластины. При необходимости удаления из механизма блокировки заднего хода пружины или рычага следует срубить с торца оси расклепанный конец.
  7. При возникновении необходимости удаления из крышки 7 пружин 15 и 18 или плунжеров 14 и 19 следует выпрессовать крышки 16 и 17. Усилие на эти крышки для их выпрессовки следует прикладывать через плунжеры 14 и 19, перемещая последние в направлении к крышкам и преодолевая усилие сжатия находящихся в них пружин.
  8. Установить коробку передач на специальный стенд с поворотной плитой. Можно выполнять дальнейшую разборку коробки передачи на деревянной подставке.
  9. Отвернуть болт 16 крепления первичного вала 18, предварительно отогнув от граней болта "усы" стопора 15, и снять ограничитель 14 хода синхронизатора с первичного вала.
    Детали валов коробки передач
  10. Отвернуть фиксатор 9 вилки 16 включения V передачи. Эту операцию удобно выполнять при включенном заднем ходе. Перемещая вилку по штоку 28 и сцепленный с вилкой синхронизатор V передачи по ступице, снять вилку со штока и синхронизатор со ступицы.
    Детали картеров главной передачи и коробки передач
  11. Съемник ступицы синхронизатора V передачи Снять ступицу синхронизатора V передачи с первичного вала 18 (рис.п.2.9) специальным съемником, имеющим захваты 2 с выступами 4. При работе съемником возникает необходимость заблокировать от вращения вал, что достигается с помощью специального ключа, два штифта которого вводятся в гладкие отверстия, просверленные с торца закрепленной на вторичном валу ведомой шестерни V передачи (возможно использование также ключа 80-П072). Снятие ведомой шестерни V передачи специальным съёмником
  12. Отвернуть гайку крепления вторичного вала, блокируя от вращения вал описанным в п.2.11 ключом, вводимым в отверстия ведомой шестерни V передачи. Снимать ведомую шестерню V передачи 3 следует специальным съемником 1, соединяемым с шестерней болтами 2 с резьбой М6.
  13. Снять с вторичного вала внутреннее заднее кольцо подшипника.
  14. Снять с первичного вала втулку, шайбу и упорное кольцо шестерни V передачи.
  15. Отвернуть болты 25 (рис.п.2.10), снять с картера крышку 24 фиксаторов штоков, прокладку 23, пружины 22 и шарики-фиксаторы 21.
  16. Отвернуть болты 19 (рис.п.2.10) крепления картера коробки передач, снять с фланца картера кронштейн крепления приемной трубы. Снятие и установка картера коробки передач
  17. Разъединить фланцы картеров, для чего ввести в углубления фланцев в зонах возле установочных штифтов 8 лезвия двух отверток и приподнять ими картер коробки передач над картером главной передачи, избегая при этом перекоса картеров.
  18. Снять картер. При этом проследить, чтобы валы и штоки не перемещались одновременно с картером коробки передач и оставались в картере главной передачи, для чего осаживать их легкими ударами выколотки из цветного металла по торцам, возвышающимся над картером коробки передач. Необходимо следить за тем, чтобы не повреждались подшипники валов, расположенные в картере, и не разорвалась картонная прокладка (толщина 0.3 мм), находящаяся между фланцами картеров.
  19. Отвернуть винты и удалить пластину крепления подшипников и снять заднее внутреннее кольцо подшипника первичного вала. Винты законтрены, для их отворачивания нужно прикладывать к отвертке большое усилие.
  20. Выпрессовать из картера 14 коробки передач наружные кольца подшипников 22 и 34, следя за тем, чтобы не повредить сепараторы подшипников. Во избежание перекосов колец при выпрессовке, приводящих к деформации посадочных гнезд, следует применять оправки 80-П102 и 80-П103, опирающиеся на кольца в двух диаметрально противоположных зонах. В этих целях опорные бурты под подшипники в картере выполнены прерывистыми.
    Коробка переключения передач (КПП) АЗЛК
  21. Коробка переключения передач (КПП) АЗЛК Отвернуть фиксаторы 4 (рис.п.2.17) на штоках 5, 9 и 10. Перемещая штоки в осевом направлении, вывести их из картера 2 главной передачи и вилок 6, 7 и 3 в следующем порядке: 10, 9, 5. Вывести из зацепления с муфтами синхронизаторов и удалить из коробки передач вилки 6 и 7. Удалить из штока 60 толкатель замков 72.
  22. Удерживая картер 2 (рис.п.2.17) от осевого перемещения, вынуть из него одновременно первичный и вторичный валы. В процессе извлечения необходимо удерживать в зацепленном положении сопряженные шестерни валов. Следите при этом, чтобы не повреждались подшипники валов в картере.
  23. Вынуть из полости картера главной передачи магнит и очистить его от продуктов износа стальных деталей.

Наверх 3. Разборка первичного вала

  1. Снять с первичного вала внутреннее кольцо подшипника 22 (рис.п.2.20) и упорное кольцо 21.
  2. Снять с вала шестерню 20 (рис.п.2.20) и ее игольчатый подшипник. Снимать игольчатый подшипник следует только осевым перемещением вдоль вала. Снять со ступицы 18 синхронизатор.
  3. Снять стопорное кольцо 19 (рис.п.2.20) специальными разжимными щипцами. Спрессовать с вала ступицу 18 синхронизатора съемником, аналогичным описанному в п.2.11, с использованием укороченных шлицов ступицы в качестве упорных элементов для съемника.
  4. Снять с вала шестерню 16 (рис.п.2.20) и ее игольчатый подшипник. Снимают подшипник с раскрытым замком сепаратора, передвигая его вдоль оси вала поверх шейки вала увеличенного диаметра, не допуская излишней деформации сепаратора.

Наверх 4. Разборка вторичного вала

  1. Снять со вторичного вала внутреннее кольцо подшипника 34 (рис.п.2.20) и регулировочные шайбы 35.
  2. Спрессовать с вала шестерню 36 (рис.п.2.20), используя для этого специальный съемник (рис.п.2.11), сочленяемый с шестерней посредством болтов. Удалить из паза вала сегментную шпонку 37 (рис.п.2.20).
  3. Снять стопорное кольцо 38 и пружинную шайбу 39 (рис.п.2.20). Для снятия стопорного кольца применять специальные разжимные щипцы, не допуская при этом излишней деформации кольца, приводящей к потере его работоспособности.
  4. Используя тот же съемник, спрессовать с вала шестерню 40 (рис.п.2.20) и удалить вторую сегментную шпонку.
  5. Снять с вала шестерню 41 (рис.п.2.20) и игольчатый подшипник шестерни. Снимать игольчатый подшипник следует только осевым перемещением вдоль вала. Снять со ступицы 18 синхронизатор 15 I и II передач (неразборной конструкции). При необходимости извлечения из синхронизатора муфты для ее последующего использования необходимо разрезать кольца в зоне заделки пальцев.
  6. Снять стопорное кольцо 42 (рис.п.2.20) специальными разжимными щипцами и с упором в укороченные шлицы ступицы 18 специальным съемником, аналогичным описанному в п.2.11, спрессовать с вторичного вала ступицу синхронизатора I и II передач.
  7. Снять с вала шестерню 43 (рис.п.2.20) и ее игольчатый подшипник. Снимают подшипник с раскрытым замком сепаратора, передвигая его вдоль оси вала поверх шейки вала увеличенного диаметра, не допуская излишней деформации сепаратора.
  8. Снять стопорное кольцо специальными разжимными щипцами и спрессовать с вала шестерню 44 (рис.п.2.20). При этом шестерню устанавливают на опорный стакан, внутри которого должны разместиться ролики подшипника 45 и зубчатый венец ведущей шестерни главной передачи. Усилие выпрессовки прикладывают к торцу вала в месте расположения шлицев под шестерню V передачи.
  9. Спрессовать с вала внутреннее кольцо подшипника 45 (рис.п.2.20) не повреждая при этом пластмассовый сепаратор и ролики. Рабочие части съемника 80-П108 должны опираться на внешний торец кольца подшипника со стороны зубчатого венца вала.

Наверх 5. Проверка технического состояния деталей коробки передач

Перед осмотром детали коробки передач необходимо очистить от грязи, промыть и обдуть струей сжатого воздуха. Особенно тщательно промыть и продуть подшипники, направляя струю воздуха так, чтобы не возникло быстрого вращения колец.

Картеры коробки передач, редукторы главной передачи и крышка картера коробки передач. На этих деталях не должно быть трещин и сколов, на поверхностях расточек для подшипников и штоков чрезмерных износов, глубоких рисок и повреждений. На поверхностях сопряжений картерных деталей не должно быть забоин и повреждений, приводящих к потере герметичности стыков и к появлению несоосности отверстий под валы. Незначительные повреждения торцов привалочных поверхностей можно устранить притиркой на плите. Если детали сильно повреждены и изношены - заменить их новыми. Скалки для контроля картеров При этом необходимо учитывать, что картеры главной передачи и коробки передач для получения соосности и перпендикулярности осей главных отверстий окончательно обрабатываются совместно, заштифтовываются и составляют комплект, разукомплектовывать который не допускается. Детали, входящие в комплект, маркирующийся на внешней стороне нижних стенок общей цифровой меткой. При необходимости замены какого-либо картера - заменяется целиком комплект.

Для определения пригодности к сборке поврежденных картеров надо, помимо прочих проверок, определить с помощью скалок отклонения от параллельности, перекос, отклонения от перпендикулярности осей главных отверстий, межцентровое расстояние, а также отклонения от плоскостности привалочных поверхностей, допуски на которые не должны превышать следующих значений, мм:

Отклонение от плоскостности торцевых (привалочных) плоскостей 0.05
Отклонение от параллельности общих осей отверстий под подшипники первичного и вторичного валов 0.016/100
Перекос общих осей отверстий под подшипники первичного и вторичного вала 0.008/100
Отклонение от параллельности общих осей отверстий под подшипники первичного вала и оси заднего хода 0.02/100
Перекос общих осей отверстий под подшипники первичного вала и ось заднего хода 0.01/100
Отклонение от не перпендикулярности общих осей отверстий по подшипникам ведущей и ведомой шестерен 0.03/100

Проверить наличие штифтов в картере главной передачи, используемых для установки по ним картера коробки передач. При необходимости запрессовать их в картер главной передачи таким образом, чтобы они выступали на 5 мм над плоскостью разъема.

Сальники, уплотнительное кольцо, уплотнительные прокладки. Проверить сальники и уплотнительное резиновое кольцо в крышке картера. Износ рабочих кромок этих деталей допускается по ширине не более 1 мм. Даже при незначительных повреждениях, а также при потере эластичности сальники и кольцо необходимо заменить новыми. Уплотнительные прокладки рекомендуется заменить новыми.

Валы. Проверить состояние зубьев шестерен первичного вала и ведущей шестерни главной передачи. Зубья шестерен не должны иметь сколов, забоин и повышенного износа. Шлицы под ступицы синхронизаторов и шестерни, а также канавки под стопорные кольца не должны иметь заметных износов и задиров. Биение шеек под шестерни III, IV и V передач на первичном валу и I, II, III, IV и V передач на вторичном не должно превышать 0.05 мм при установке валов в призмы по шейкам под средний и задний подшипники для первичного вала и под передний и задний подшипники для вторичного вала. При контроле первичного вала одновременно замеряется биение шеек под передний подшипник (допуск 0.15 мм) и сальник (допуск 0.1 мм). Шпонки шестерни 36 и 40 (рис.п.2.20) должны плотно входить в пазы вторичного вала. В осевом отверстии этого вала должны находиться и плотно удерживаться маслонаправляющая пластина и шайба. Очистить радиальные отверстия валов: первичного - в зоне шейки под сальник и вторичного - в зонах шеек под шестерни 41 и 43 (рис.п.2.20). При наличии повреждений свыше допустимых следует заменить валы.

Шестерни. На зубчатом венце шестерен не должно быть сколов и питтинга. Пятно контакта от работы с сопряженным зубчатым венцом должно располагаться на всей рабочей поверхности зубьев. При проверке шестерен в специальном картере с окнами или на зубообкатном станке ("спидере") монтажный боковой зазор в паре сопряженных зубчатых венцов, измеренный индикатором, должен быть в пределах 0.06-0.1 мм, а при предельном износе - не более 0.2 мм.

Подшипники. На поверхностях тел качения подшипников, на беговых дорожках колец, на сепараторах повреждения не допускаются. Поврежденные подшипники заменить новыми.

Штоки, вилки, переключатель передач. Прогибы стержня штоков и переключателя передач, приводящие к затрудненному перемещению их в направляющих отверстиях корпусов, не допускаются. Штоки и переключатель передач должны легко скользить в направляющих отверстиях. Толкатель замка должен свободно перемещаться в гнезде среднего штока. Сферы толкателя не должны иметь смятий. Лунки под фиксатор и пазы под переключатель на штоках не должны иметь глубоких выработок и сколов. Лапки под муфты синхронизаторов на вилках не должны иметь глубоких выработок. Детали, имеющие задиры на поверхностях трения или с повышенным износом, заменить новыми.

Стопорные кольца и пружинные шайбы. Деформация и износы стопорных колец и пружинных шайб не допускаются. Деформированные и изношенные детали заменить новыми.

Ступицы синхронизаторов. Шлицы ступиц не должны иметь повреждений. Особое внимание следует обратить на наружные укороченные (и утолщенные) шлицы, на кромках торцов которых не должно быть сколов, а на их боковых поверхностях и на боковых поверхностях длинных шлицев не должно быть смятия и явных следов износа. На торцевых поверхностях ступиц не должно быть следов задиров. Поврежденные и изношенные детали заменить новыми.

Синхронизаторы. Торцы шлицев муфт не должны иметь сколов и смятий, а боковые поверхности шлицев - смятий и явных следов износа. Муфты должны легко и без заеданий перемещаться по шлицам ступиц. Муфты синхронизаторов не должны иметь износа блокирующих конусов, по которым работают пальцы, и периферийных дисковых частей, по которым работают вилки. Пальцы синхронизаторов не должны иметь износа блокирующих скосов и направляющих скосов под пружины. Пружины синхронизаторов не должны быть изношены в зонах контакта с пальцами и муфтами. У кольца синхронизатора следует проверить состояние и степень износа резьбы на наружном конусе и оценить износ конуса. Из резьбы конуса следует удалить (можно острой чертилкой) вкрапления стальных частиц. Синхронизаторы, имеющие повреждения и износ, заменить новыми.

Механизм блокировки заднего хода. Ось механизма блокировки 68 (рис.п.2.20) должна плотно удерживаться на основании, а рычаг после его поворота в каждое из двух крайних положений - возвращаться автоматически под действием пружины в исходное среднее положение. Кроме того, рычаг в исходном положении при покачивании его рукой вокруг оси не должен иметь свободного хода.


Наверх 6. Общие рекомендации по сборке коробки передач

Сборку коробки передач необходимо производить в порядке, обратном разборке с учетом следующего:

  • детали, предназначенные для сборки, не должны иметь следов ржавчины;
  • перед сборкой все детали должны быть тщательно промыты;
  • новые подшипники надо распаковывать непосредственно перед установкой в узел, перед установкой не следует удалять с них смазку завода-изготовителя, а при поврежденной упаковке подшипники промыть и обдуть струей сжатого воздуха, не допуская быстрого вращения колец;
  • запрессовку подшипников необходимо производить плавно под прессом с упором оправки в напрессовываемое кольцо и в вал или корпус в зоне прессования во избежание повреждения колец подшипника и детали, в которую производится запрессовка; разукомплектовывать подшипники со съемными и разъемными кольцами и менять местами кольца при сборке не допускается;
  • уплотнительные прокладки в случае их повреждения заменить новыми, во избежание течи масла по разъемам рекомендуется покрыть их тонким слоем смазки Литол-24;
  • при замене шестерни вновь устанавливаемую шестерню проверить на зубообкатном станке со спариваемой шестерней подтяжку болтов и гаек крепления картерных деталей производить постепенно, крест-накрест;
  • крепежные детали следует затягивать динамометрическим ключом.

Наверх 7. Подсборка узлов коробки передач

7.1. Подсборка картеров

  1. Перед запрессовкой оси 3 (рис.п.2.10) промежуточной шестерни заднего хода в картер главной передачи следует обеспечить соосность крепежных отверстий этих деталей с тем; чтобы не пришлось запрессованную ось поворачивать в гнезде для совмещения крепежных отверстий, поскольку поворот ухудшит надежность закрепления ее в картере. Требуемую соосность отверстий можно получить постановкой в картер технологической шпильки с резьбой М8, по которой следует направлять соответствующее отверстие фланца в процессе ее запрессовки. Шпильку удалить из картера после запрессовки оси.
  2. Запрессовать в картер главной передачи установочные штифты 12 и 45 (рис.п.2.10), ввернуть шпильки 39 и 42.
  3. Замки 11 (рис.п.2.10) штоков вложить в гнезда картера главной передачи и укрепить их от выпадения смазкой Литол-24. Замки штоков удобно вводить в картер пользуясь пинцетом. Запрессовать в картер заглушку отверстия замков штоков. При запрессовке заглушки следите, чтобы не перекрыть ею отверстие под шток. Снятие и установка пластины крепления подшипников
  4. После запрессовки наружных колец подшипников 11 и 45 (рис.п.2.20) в картер главной передачи, оправками 80-П076 и 80-П075 зафиксировать их от перемещения в осевом направлении соответственно: средний подшипник первичного вала - винтом 10, конус которого должен войти в кольцевую канавку на цилиндрической поверхности наружного кольца; передний подшипник ведущей шестерни главной передачи - стопорной пластиной, которая должна войти в проточку на наружном кольце и болтом 43 (рис.п.2.10), фиксируемым, в свою очередь, отгибанием "усов" стопора 44. Винт 10 (рис.п.2.20) законтрить от отворачивания кернением.
  5. Запрессовать в картер 14 (рис.п.2.20) наружные кольца задних подшипников 22 и 34, вставить в подшипник первичного вала заднее внутреннее кольцо, разместить поверх подшипников пластину 2 крепления подшипников, и закрепить ее, винтами 1, производя затяжку винтов в указанной последовательности.
  6. Установить на задний торец картера главной передачи прокладку, затем картер коробки передач и стянуть картеры болтами. Отрегулировать при необходимости осевое положение ведущей шестерни, главной передачи в картерах по монтажному размеру, установить в картер главной передачи собранный дифференциал и отрегулировать боковой зазор шестерен главной передачи.

7.2. Подсборка синхронизаторов

Установка пальцев двустороннего синхронизатора в приспособление для сборки

Сборку синхронизаторов необходимо производить с применением специальных приспособлений, аналогичных для двух и односторонней конструкции. Раздача торцов пальцев производится радиальной клепкой на специальных станках. Иной способ клепки недопустим, так как при этом деформируются кольца и не обеспечивается плотное закрепление пальцев в гнездах колец.

  1. Установить пальцы 3 хвостовиками 4 в гнезда основания приспособления и посредством пластин 2 сориентировать лыски на средней части пальцев в направлении к центру синхронизатора.
  2. Надеть кольцо 5 синхронизатора (для синхронизатора V передачи надеть стальное упорное кольцо) на хвостовики 4 пальцев. Запрессовать предварительно с усилием 350 кгс кольцо 5 на хвостовики пальцев.
  3. Завести пружину в муфту (пружина синхронизатора V передачи вводится в паз муфты радиальным перемещением). Сжатие пружин синхронизаторов
  4. Сжать пружину 1 и, надвигая муфту 3 на пальцы 2 ввести пружину внутрь пальцев 4 (рядом показано сжатие пружины синхронизатора V передачи специальными щипцами).
  5. Перевернуть синхронизатор и аналогично вышеописанному, напрессовать на пальцы с усилием 1300 кгс второе кольцо, одновременно допрессовывая на пальцы и первое кольцо. Проследите, чтобы кольца были запрессованы до упора в торцы пальцев. Не допускайте чрезмерных усилий прессования, приводящих к деформации колец.
  6. Расклепать торцы пальцев методом радиальной клепки.

После расклепки блокирующие пальцы должны плотно, без люфта удерживаться на кольцах. Торцы пальцев не должны выступать над поверхностью колец, а кольца не должны иметь остаточной деформации. Усилие перемещения муфты из нейтрального положения во включенное должно быть для двусторонних синхронизаторов 10-13 кгс, одностороннего - 12-14 кгс. Муфта в нейтральном положении должна свободно перемещаться в радиальных направлениях относительно блокирующих пальцев.

7.3. Подсборка валов

  1. Прочистить отверстие-сапун а (рис.п.2.20) и два радиальных отверстия для подвода смазки к шестерням 41 и 43. Убедитесь в наличии пластины в осевом отверстии вторичного вала, распределяющей потоки смазки по шейкам указанных шестерен. Пластина должна быть закрыта запрессованной в торец вала шайбой.
  2. Шейки валов под игольчатые подшипники шестерен смазать моторным маслом. Устанавливать игольчатые подшипники шестерен на рабочие шейки валов следует только их осевым перемещением со стороны торцов валов, передвигая подшипники поверх шеек увеличенного диаметра с раскрытым замком сепаратора, не допуская излишней деформации сепараторов. Смонтированные подшипники должны размещаться на шейках валов и при замкнутом замке свободно вращаться. Шестерни должны легко и плавно вращаться на подшипниках. Запрессовка шестерни IV передачи на вторичный вал
  3. Запрессовку кольца подшипника, шестерен и ступиц, устанавливаемых на валы с натягом, следует производить оправками 80-П130 и 80-П084 на прессе для всех деталей аналогично.
  4. Установку стопорных колец для осевой фиксации шестерен и ступиц на валах производить специальными щипцами, не допуская при этом излишней деформации колец. Необходимо также следить, чтобы кольца входили в кольцевые канавки валов, а примыкающие к ступицам шестерни 20 и 41 (рис.п.2.20) не задевали поверхностью посадочных отверстий за расположенные внутри этих отверстий стопорные кольца. Кольцо 38, стопорящее шестерню 40, после монтажа щипцами переместить трубчатой оправкой вдоль вала к шестерне (сжимая пружинную шайбу 39) до вхождения его в кольцевую канавку вала.
  5. Выполнить сборку валов, ограничив ее деталями: по вторичному - шестерней III передачи, по первичному - внутренним кольцом заднего подшипника. На валах в данной комплектности проверить свободный осевой ход 0.1-0.4 мм свободно вращающихся шестерен и свободный осевой ход 1.3-1.7 мм синхронизаторов I-IV передач. Шестерня 7 (таким же образом далее и шестерня 2) свободно надевается на шейку вала и надвигается пазом) на шпонку, после чего окончательно запрессовывается оправкой 80- П084.
  6. Проверить легкость включения муфт синхронизаторов. Муфты должны под действием руки перемещаться по шлицам ступиц и входить в зацепление со шлицами шестерен. Ограничением хода муфт должен являться упор в торцы конусов шестерен. После этой проверки муфты вывести в нейтральное положение.
  7. Напрессовать на вторичный вал 4 шестерню 2 (оправка та же), надеть регулировочные шайбы и переднее внутреннее кольцо подшипника.

7.4. Подсборка крышки

  1. Запрессовать в крышку 7 (рис.п.2.1) металлокерамические втулки 5 и расточить в них в линию отверстия под переключатель передач и гнездо под уплотнительное кольцо. Перед запрессовкой втулки выдержать 10 мин в нагретом до 100°С масле ТАд-17и.
  2. Закрепить болтами 2 (рис.п.2.1) в крышке механизм 4 блокировки включения заднего хода. Зафиксировать от отворачивания болты отгибанием "усов" стопора 3 на грани болтов.
  3. Плунжеры 14 и 19 (рис.п.2.1) смазать моторным маслом и вставить в соответствующие отверстия крышки 7, убедиться в легком перемещении их в крышке. Вложить в плунжеры пружины 15 и 18 и запрессовать в гнезда крышки крышки-заглушки 16 и 17. Для повышения надежности удержания и герметичности соединения крышку 7 раскернить тремя кернами и место стыка деталей обмазать герметиком. После нажатия на плунжеры и снятия с них усилия плунжеры должны возвращаться в исходное положение под воздействием пружин.
  4. Смазать моторным маслом уплотнительное кольцо 11 (рис.п.2.1) и установить в канавку втулки 5, не допуская складок на поверхности кольца. Смазать моторным маслом переключатель 1 передач и ввести в отверстия втулок 5. Переключатель должен легко перемещаться во втулках. При упоре переключателя передач в плунжер 14 между переключателем и плунжером 19 должен быть зазор до 0.6 мм. После поворота переключателя с нажимом на плунжер и снятия усилия переключатель должен возвращаться в исходное положение под воздействием этого плунжера.
  5. Ввернуть в крышку 4 шпильки 12 (рис.п.2.1) крепления задней опоры двигателя и ввернуть выключатель света заднего хода.

Наверх 8. Установка деталей и узлов в картеры

Последующую сборку удобно вести на специальном стенде. При отсутствии стенда можно применять подставку 11 под картер главной передачи, имеющую в средней части пустотелый колодец, в котором должны разместиться первичный вал, штоки и ведомая шестерня главной передачи.

Извлечение из картера главной передачи первичного и вторичного валов
  1. Установить картер главной передачи на стенд или на подставку.
  2. Вставить в паз промежуточной шестерни 8 заднего хода вилку 10 и надеть шестерню на ось 9, направляя вилку отверстием под шток к отверстию под шток в картере.
  3. Ввести в зацепление сопряженные шестерни первичного и вторичного валов. Соединенные таким образом валы ввести в картер главной передачи до совмещения между собой рабочих частей среднего подшипника первичного и переднего подшипника вторичного валов. При этом особое внимание следует уделить моменту центровки роликов подшипников. Все ролики обоих подшипников должны быть примкнуты к беговым дорожкам колец, на которых они размещены. Зависшие на сепараторах ролики могут сами повредиться и повредить беговые дорожки в процессе ввода валов в гнезда подшипников. Кроме того, следует остерегаться чрезмерного перемещения валов, вперед, также приводящего к повреждению подшипника первичного вала из-за входа шейки вала с увеличенным диаметром внутрь подшипника.
    Для ограничения чрезмерного осевого перемещения первичного вала его передний торец должен упираться в технологический упор, который следует разместить внутри колодца подставки 11 (расстояние от упора до опорного фланца картера главной передачи 121.5 мм для первичного вала, 111.5 мм для штоков I-IV передач, 104.5 мм для штока V передачи и заднего хода), а вторичный вал - в корпус дифференциала, который надо развернуть запрессованной в него осью сателлитов в направлении оси вторичного вала.
  4. Надеть вилку 7 (рис.п.2.17) на муфту синхронизатора.
  5. Шток 5 (рис.п.2.17) продеть через большое отверстие в стенке вилки 7 и ввести через установочное отверстие в вилке 3 в направляющее отверстие под шток в картере 2. Для ограничения при сборке осевого положения штока, соответствующего "нейтрали", его (как и для всех остальных штоков) передний торец должен упираться в технологический упор, удаляемый при последующей проверке переключения передач. Закрепить вилку 3 на штоке фиксатором 4. Для удобства выполнения этой операции промежуточную шестерню заднего хода можно переместить в крайнее верхнее положение с тем, чтобы ступичная часть вилки вместе с фиксатором выдвинулись из полости картера.
  6. Вложить в поперечное отверстие штока 9 (рис.п.2.17) толкатель замков, укрепив его от выпадания из штока смазкой Литол-24. Ввести шток 9 через установочное отверстие в вилке 7 в направляющее отверстие под шток в картере 2 до положения, соответствующего "нейтрали". Закрепить вилку на штоке фиксатором 4.
  7. Надеть вилку 6 (рис.п.2.17) на муфту синхронизатора. Ввести шток 10 через установочное отверстие в вилке в направляющее отверстие под шток в картере 2 до положения, соответствующего "нейтрали". Закрепить вилку на штоке фиксатором 4.
  8. Прокладку, вошедшую в комплект картеров при регулировке монтажного размера ведущей шестерни главной передачи, разместить на торце картера 2 (рис.п.2.17), сцентрировав ее по штифтам 5.
  9. Вложить магнит 32 (рис.п.2.10) в ложемент, расположенный на дне картера главной передачи.
  10. Установить картер 1 (рис.п.2.17) в сборе с подшипниками на картер 2. При надвигании картера на валы и штоки во избежание повреждений задних подшипников валов и гнезд в картере под штоки требуется осуществлять центровку этих деталей по подшипникам и гнездам, уделяя особое внимание устранению перекосов заднего внутреннего кольца заднего подшипника первичного вала, частично закрытого пластиной крепления подшипников. Устранить перекос этого кольца можно легкими ударами медной выколоткой по его внешней торцевой поверхности. Первичный вал и штоки должны опираться своими передними торцами в упомянутые выше упоры. При сборке картер надеть фиксирующими отверстиями на штифты 8.
  11. Картер коробки передач вместе с расположенным на его переднем фланце кронштейном крепления приемной трубы глушителя закрепить болтами на картер главной передачи.
  12. Установить в картер 13 (рис.п.2.10) коробки передач шарики-фиксаторы 21, пружины 22, прокладку 23, крышку 24 фиксаторов штоков и закрепить ее на картере болтами 25.
  13. Надеть на первичный вал упорное кольцо 8 (рис.п.2.9) шестерни V передачи и вставить в пазы на его торце шайбу 9. Смазать моторным маслом и надеть на первичный вал втулку 11 шестерни V передачи. Ступенчатая часть втулки 11 должна войти в проточку внутрь упорного кольца 8 и упереться торцом в шайбу 9.
  14. Надеть на вторичный вал заднее внутреннее кольцо подшипника.
  15. Установить на валы шестерни V передачи. Ведущая шестерня 25 (рис.п.2.20) должна легко и плавно вращаться на втулке, а ведомая 32 должна быть напрессована на вторичный вал. Надеть на вторичный вал шайбу и навернуть самоконтрящуюся гайку 31 двумя ключами - одним, вводимым в гладкие отверстия диаметром 6 мм на торце шестерни 32, и вторым, надетым на гайку, затянуть гайку крепления вторичного вала.
  16. Разборка КПП Напрессовать на первичный вал ступицу 18 (рис.п.2.20), ориентируя ее сторону с тремя вырезами внешних шлицов к шестерне 25.
  17. Ориентировать латунным кольцом по направлению к шестерне и надеть на ступицу синхронизатор 1 вместе с вилкой 2, вставленной в паз муфты. При установке синхронизатора следует одновременно с постановкой на шлицы ступицы муфты синхронизатора надевать вилку на шток. Закрепить вилку на штоке фиксатором. Эту операцию удобно выполнять при включенном заднем ходе.
  18. Ограничитель 28 (рис.п.2.20) хода синхронизатора вставить центрирующим выступом в проточку ступицы синхронизатора и, поворачивая его в проточке, совместить на деталях пазы под стопор 27 болта. Ввести отогнутый "ус" стопора через паз ограничителя в паз ступицы. Направляя через отверстия в стопоре и ограничителе, болт 29 ввернуть в резьбовое отверстие первичного вала. Затяжка болта крепления первичного вала Включить V передачу и двумя ключами - одним 1, вводимым в гладкие отверстия диаметром 6 мм на торце ведомой шестерни V передачи, и вторым 3, надетым на болт крепления первичного вала, затянуть болт и надежно законтрить его от отворачивания отгибанием "усов" стопора на грани болта.
  19. Проверить осевой свободный ход 0.2-0.4 мм ведущей шестерни V передачи, синхронизатора V передачи 0.8-1.9 мм, первичного вала не более 0.15 мм и вторичного вала не более 0.05 мм. Перед этими проверками удалить технологические упоры первичного вала и штоков.
  20. Муфта синхронизатора V передачи должна усилием руки перемещаться по шлицам ступицы и входить в зацепление со шлицами шестерни. Ограничениями хода муфты должны являться упоры ее в торец шестерни V передачи и в ограничитель хода синхронизатора.
  21. Установить на торец картера прокладку, сцентрировав ее по крепежным отверстиям с картером.
  22. Установить крышку 5 (рис.п.2.3), собранную с плунжерами и переключателем передач 4, на картер 1. Перед установкой крышки надо в коробке передач включить IV передачу (выдвинуть шток 6 из картера), выдвинуть кулаки переключателя передач из крышки за пределы ее торца и вставить находящийся на изогнутом колене кулак переключателя передач в паз штока 6. 3атем надо совместись торец крышки с торцом картера, установить и затянуть болты ее крепления.
    Установка переключателя передач в шток Возможна установка крышки при нейтральном положении коробки передач. Возможна также иная последовательность монтажа деталей при установке крышки: переключатель 2 вводится кулаком 3, находящимся на изогнутом колене, в паз штока 4. Затем крышку, собранную с плунжерами, надвигают на вал переключателя передач и совмещают с торцом картера 1.
  23. Закрепить на шпильках крышки кронштейн задней опоры двигателя. Надеть на крышку чехол переключателя передач, посадочные пояски которого должны разместиться в протоках крышки и вала переключателя передач, а стрелку на торце чехла, указывающую место расположения дренажного отверстия в гофре чехла, направить вниз.
  24. Картер сцепления в сборе с вилкой, подшипником выключения сцепления и сальником первичного вала закрепить на картере главной передачи. Между картерами должна находиться прокладка. При сборке картер сцепления надеть фиксирующими отверстиями на штифты, запрессованные в картер главной передачи.

Наверх 9. Контроль и испытания собранных коробок передач

Для выявления дефектов ремонта и сборки у собранных коробок передач необходимо проверить:

  • наличие нейтрального положения. В коробке передач, находящейся на "нейтрали", первичный и вторичный валы должны быть разъединены. Для проверки требуется затормозить вторичный вал. При этом первичный вал должен легко и без заеданий прокручиваться рукой. Необходимо выполнить не менее четырех оборотов первичного вала. Момент торможения первичного вала не должен превышать 3 кгс·см. Для определения момента торможения проверяемую коробку передач надо закрепить на плите. Заблокировать полуосевые фланцы. На шлицевой хвостовик первичного вала надеть шлицевую оправку, соединенную с динамометрическим ключом, с которого и считываются показания момента торможения при вращении им первичного вала;
  • усилия избирания и включения передач. Избирание передач рычагом длиной 325 мм должно производиться свободно, без заедания, с усилием на рукоятке не более 0.9 кгс для I и II передач и не более 2 кгс для V передачи и заднего хода. Усилие включения передач на рукоятке рычага (той же длины) не должно превышать 4 кгс. Усилие измеряется после повторного включения передачи. Проверку усилий избираний и включения передач производить на коробке передач с неподвижными валами. Коробку передач закрепить на плите или на стенде;
  • шум работы на "нейтрали" и на передачах. При вращения первичного вала коробки передач стуки, вой, прочие шумы и вибрация являются следствием неправильно выполненного ремонта или сборки и должны быть устранены. Для проверки коробка передач заправляется маслом ТАд-17и по нижнюю кромку маслозаливного отверстия и приводится во вращение без нагрузки первичный вал с частотами вращения при проверке "нейтрали" - 1000 об/мин и на передачах до 2500 об/мин;
  • нет ли течи масла и перегрева. Течи масла из коробки передач по стыкам картеров, через сальники и редуктор привода спидометра, а так же резкого повышения температуры картеров, как общего, так и местного, вызываемого распором колец синхронизаторов между конусами шестерен и другими причинами, быть не должно. Это испытание совмещается с испытанием на шум;
  • блокировку, т. е. способность механизма переключения передач не допустить включение передачи заднего хода при выключении V передачи. В коробке передач включается V передача, и при частоте вращения первичного вала 1000 об/мин выполняется попытка включить задний ход. При этом передача заднего хода не должна включиться и не должен прослушиваться скрежет шестерен.

Наверх 10. Снятие механизма управления КПП (без снятия КПП)

  1. Установить автомобиль на подъемник или смотровую яму. Поднять капот двигателя и зафиксировать его в поднятом положении.
    Механизм управления КПП АЗЛК
  2. Снять с кожуха рамку 15 с чехлом и рукояткой.
  3. Отсоединить провода от аккумуляторной батареи. Отсоединить воздушный фильтр от кузова и приемную трубу от фланца выпускного коллектора.
  4. Произвести работы 1.9-1.13, описанные в разделе "Снятие коробки передач".
  5. Отвернуть четыре гайки крепления кожуха механизма управления к туннелю пола и снять механизм с автомобиля, аккуратно выводя рычаг из чехла воздухо-направляющего патрубка.

Наверх 11. Разборка механизма управления

Перед разборкой механизм управления очистить от грязи и промыть.

  1. Снять с кожуха 13 (рис.п.10.1) резиновый уплотнитель 14, не повреждая при этом выступов 2 Отворачивание крышки шарового шарнира рычага уплотнителя, скрепляющих опору 8 механизма с кожухом 3. Выступы легко выходят из скрепляемых деталей при заправке их выступающей части внутрь отверстий кожуха.
  2. Выпрессовать из рычага 18 (рис.п.10.1) штифт 20 и разъединить рычаг и вал 11. Выпрессовку штифта производить приспособлением 80-П111. При выпрессовке прессом под рычаг 18 переключения передач поместить опору, в отверстие которой должны входить удаляемый из рычага штифт и вилка вала 11. При выпрессовке соблюдать осторожность, чтобы не повредить вилку вала и втулки.
  3. Срубить расклепку осей 10 (рис.п.10.1) переднего шарнира вала управления и выпрессовать оси из крестовины 9. При выпрессовке срубленная часть осей должна вводиться внутрь крестовины.
  4. Отвернуть крышку 10 (рис.п.11.1) шарового шарнира, используя для этого специальный ключ 80-П116 или ключ 11 с двумя цилиндрическими выступами, предварительно выпрямив нижнюю часть 12 корпуса, деформируемую при сборке для законтрирования от отворачивания крышки.
  5. Вынуть из корпуса 29 (рис.п.10.1) основания нижний вкладыш 27, рычаг 18 и верхний вкладыш 22.
  6. Выпрессовать пластмассовые втулки (при необходимости их замены) из наконечника 7 и вала 11 (рис.п.10.1).

Наверх 12. Сборка механизма управления

Сборку механизма управления необходимо выполнять в порядке, обратном разборке, с учетом следующих указаний.

  1. Перед сверлением трех отверстий под заклепки 7 (рис.п.11.1), которыми соединяются основание 4 механизма управления и опора 8, необходимо совместить узлы по заднему торцу 9 и плотно прижать их по нижней плоскости. Затем приклепать опору к основанию.
  2. Пластмассовые втулки оси рычага переключения передач и переднего шарнира после запрессовки в гнезда вала управления и в наконечник необходимо обработать разверткой, обеспечивая попарно их соосность.
  3. При установке рычага 18 (рис.п.10.1) в корпус 29 не допускать чрезмерной деформации верхнего вкладыша 22. Перед сборкой смазать смазкой Литол-24 сферу 28 и вкладыши 22 и 27. Заложить смазку в верхнюю часть корпуса шарового шарнира поверх вкладыша и в полость крышки 26.
  4. После регулировки шарового шарнира сфера 28 (рис.п.10.1) рычага 18 не должна иметь радиальных люфтов и должна легко и плавно, без заеданий поворачиваться во вклады шах. Для регулировки необходимо затянуть крышку 26 до усилия поворота рычага 18 3-8 кгс на плече 325 мм, затем, уменьшая степень затяжки крышки, снизить усилие поворота рычага до 0.1-0.3 кгс на том же плече. Для стопорения крышки 26 от отворачивания загнуть нижнюю часть 29 корпуса основания в направлении к продольной оси корпуса в двух диаметрально противоположных точках.
  5. При монтаже чехлов, надеваемых на детали с большим растяжением, не допускать разрывов резины. Чехол 12 (рис.п.10.1) можно надевать на вал 11 с любой из сторон вала до его присоединения к сопряженным узлам. Чехол 21 надевается на стеблевую часть рычага 18 и затем перетаскивается через бобышку под штифт (до постановки штифта). Чехлы должны надежно удерживаться на уплотняемых деталях.
  6. При сборке переднего шарнира вала 11 (рис.п.10.1) следить за тем, чтобы не повредить пластмассовые втулки. Запрессовывать оси 10 в крестовину 9 на прессе. После расклепки пустотелых хвостовиков осей вал 11 и наконечник 7 должны под воздействием усилия руки перемещаться относительно крестовины 9, а пластмассовые втулки - оставаться неподвижными в гнездах корпусов. Оси шарнира не должны иметь осевого люфта. Разрыв металла расклепываемой части оси не допускается.
  7. Перед запрессовкой штифта 20 (рис.п.10.1) в рычаг 18 отверстия сопрягаемых деталей (вилки вала 11 и рычага 18) должны быть сцентрированы оправкой с наружным диаметром 13.4 мм, которая должна выводиться из отверстий запрессовываемым в рычаг штифтом 20. Приспособление для запрессовки - 80-П111. Запрессовку штифта в рычаг можно производить на прессе с опорой, подведенной под рычаг, не повреждая при этом вилку вала 11 и находящиеся в ней пластмассовые втулки. После запрессовки штифт должен неподвижно удерживаться в рычаге управления и свободно поворачиваться во втулках вала, которые должны оставаться неподвижными в гнездах вилки вала. Свободный ход рычага вдоль оси штифта в вилке вала не допускается.
  8. Уложить уплотнитель 14 (рис.п.10.1) в канавку-ложемент кожуха 13. Взявшись за прошедшие сквозь отверстия в стенке кожуха выступы 2 (рис.п.11.1) уплотнителя, вывести утолщенные части выступов из отверстий кожуха. Таким же способом ввести задние выступы 2 в отверстия кронштейна обрезиненной, опоры 8 и зафиксировать опору на кожухе. Не допускайте отрыва удерживающих элементов-выступов от уплотнителя. Проводку выступов через отверстия кожуха и кронштейна выполнять плавно, без рывков.
  9. После сборки механизма следует убедиться в легкости вращения всех его шарниров.
  10. Для предупреждения возможного соскакивания чехла шарового шарнира с корпуса при транспортировке собранного механизма, а также при установке его на автомобиль рекомендуется уложить вал 11 (рис.п.10.1) переключения передач на тягу 30 основания и времен, но скрепить их между собой, обвязав проволокой или бечевкой.

Наверх 13. Установка коробки передач и механизма управления на автомобиль

Установку коробки передач на автомобиль следует производить в порядке, обратном снятию ее с автомобиля.

В установленную на автомобиль коробку передач залить масло до нижней кромки маслозаливного отверстия. Заливая холодное масло, необходимо по истечении 3 мин с момента первичной заливки долить его в картер до нижней кромки маслозаливного отверстия.

Порядок установки механизма управления следующий:

  1. Установить нейтральную передачу. Установка механизма управления КПП
  2. Рычаг 2 механизма управления продеть через люк 3 туннеля пола и через отверстие в чехле 1 воздухонаправляющего патрубка.
  3. Надеть наконечник 7 (рис.п.10.1) на переключатель 6, выступающий из коробки передач, затянуть фиксатор 5, удерживая рычаг 18 в отверстии чехла воздухонаправляющего патрубка. Зашплинтовать фиксатор.
  4. Вложить в гнезда кронштейна задней опоры двигателя две резиновые втулки 2 (рис.п.10.1), ввести в них палец тяги основания 30 механизма, надеть на палец шайбу 3 и затянуть гайку 4, удерживая рычаг 18 в отверстии чехла воздухонаправляющего патрубка.
  5. Надеть кожух 4 (рис.п.13.2) механизма управления на шпильки 5 туннеля пола и дать возможность кожуху свободно расположиться относительно шпилек так, как выставит его соединенная с коробкой передач тяга основания, и только после этого, не напрягая упругий элемент опоры, затянуть 4 гайки крепления кожуха. Перед выполнением этой операции обратить внимание на то, чтобы уплотнитель находился в ложементе кожуха, а выступы 14 фиксировали кожух и опору 15. Проверить за крепление чехла шарового шарнира на корпусе основания и на кожухе.
  6. Рамку 15 (рис.п.10.1) вставить во внутреннюю полость чехла 17 рычага так, чтобы зацепы рамки выходили за пределы основания чехла. Надеть горловину чехла 17 на рукоятку 16. Надеть рукоятку 16 на рычаг, ориентируя выступ, находящийся на нижнем торце рукоятки, в направлении продольной оси автомобиля. Ударами руки по сфере рукоятки опоры, затянуть 4 гайки крепления кожуха. Перед выполнением этой операции обратить внимание на то, чтобы уплотнитель находился в ложементе кожуха, а выступы 14 фиксировали кожух и опору 15. Проверить закрепление чехла шарового шарнира на корпусе основания и на кожухе.

Наверх 14. Устройство главной передачи

Главная передача АЗЛК

Главная передача переднего ведущего моста расположена в картере 1, имеющем два фланца. К переднему фланцу десятью шпильками с самостопорящимися гайками крепится картер сцепления, к заднему фланцу - девятью болтами картер 2 коробки передач. На боковых стенках картера расточены два отверстия, в которых расположены подшипники 7 дифференциала и гайки 9 для регулировки бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи и преднатяга подшипников. Между подшипником и гайкой в проточке отверстия установлено резиновое кольцо, препятствующее вытеканию смазки по резьбе гайки.

Ведущая шестерня главной передачи (вторичный вал) установлена на двух подшипниках: передний с цилиндрическими роликами установлен в стенке картера главной передачи; задний, двухрядный, шариковый с разъемным внутренним кольцом - в стенке картера коробки передач. Ведомая шестерня 12 главной передачи крепится к коробке дифференциала восемью самостопорящимися болтами 11. Коробка дифференциала опирается на 2 роликовых конических подшипника.

В цапфы коробки дифференциала входят (вставлены) хвостовики фланцев полуосей, шлицевые концы которых соединены с шестернями полуосей. От осевого смещения фланец фиксируется стопорным кольцом 5 (рис.п.2.20), расположенным в проточках хвостовика фланца полуоси и полуосевой шестерни. К фланцам полуосей непосредственно крепятся приводы управляемых колес. В регулировочные гайки запрессованы манжеты фланцев полуосей.

Дифференциал - двухсателлитный, имеет две пары шестерен с числом зубьев 10 и 16, расположенных в литой коробке с единой сферой. На цапфе коробки дифференциала со стороны фланца крепления ведомой шестерни напрессована ведущая шестерня редуктора привода спидометра.

В приливе на боковой стенке картера главной передачи на резьбе крепится одноступенчатый редуктор 3 привода спидометра с шестернями из полиамида. На левой стенке картера имеются маслоналивное и маслосливное отверстия, закрываемые резьбовыми пробками 4 и 10 с конической резьбой. Внутри картера главной передачи в гнезде расположен постоянный магнит для очистки смазки от продуктов износа.


Наверх 15. Снятие главной передачи и разборка ее на стенде

Разборка главной передачи на стенде ведется в следующем порядке:

  1. Установить и закрепить коробку передач на стенде.
  2. Отвернуть гайки крепления картера сцепления к картеру главной передачи и снять картер сцепления и уплотнительную прокладку.
  3. С помощью ударного съемника или монтажной лопатки вынуть фланцы полуосей.
  4. Вывернуть редуктор привода спидометра.
  5. Отвернуть болты 5 (рис.п.14) крепления стопоров 6 регулировочных гаек.
  6. Отвернуть регулировочные гайки 9 (рис.п.14).
  7. Вынуть из гнезд подшипников дифференциала уплотнительные резиновые кольца 2 (рис.п.2.20).
  8. Легким постукиванием деревянного или резинового молотка по фланцу коробки дифференциала сместить дифференциал в сторону, противоположную ведомой шестерне, и вынуть наружное кольцо подшипника дифференциала.
  9. Последовательным перемещением дифференциала вывести его из полости картера главной передачи и вынуть наружное кольцо второго подшипника дифференциала.
  10. Установить фланец полуоси в одну из цапф коробки с цепью исключения проворачивания шестерен полуоси в полости коробки дифференциала и выпадания их из нее.
  11. Отогнуть "усы" стопорной шайбы 2 (рис.п.2.9) болта 3 крепления стопора 1 переднего подшипника и отвернуть болт, снять стопор, выпрессовать наружное кольцо 4 переднего подшипника ведущей шестерни.

Наверх 16. Разборка дифференциала

  1. Снять подшипники дифференциала с помощью съемника.
  2. Снять ведущую шестерню редуктора привода спидометра.
  3. Закрепить дифференциал с ведомой шестерней в тисках. Отвернуть и снять болты, крепящие ведомую шестерню.
  4. Легкими ударами деревянного или резинового молотка снять ведомую шестерню с коробки дифференциала.
  5. Поворачивая шестерни полуосей вокруг сателлитов, вынуть шестерни из полости коробки дифференциала.
  6. С помощью бородка выбить штифт, стопорящий палец сателлитов, выбить палец сателлитов и вынуть сателлиты.

Наверх 17. Сборка дифференциала

  1. Окунуть шестерни полуосей и сателлиты в моторное масло. Сборка коробки дифференциала АЗЛК
  2. Через проемы в коробке 3 дифференциала уложить сателлиты во внутреннюю полость коробки, запрессовать оправкой 1 палец 2 сателлитов 4 так, чтобы отверстие под стопорный штифт совпало с соответствующим отверстием в коробке.
  3. Запрессовать штифт до упора в обработанную поверхность на коробке дифференциала.
  4. Через проемы в коробке уложить полуосевые шестерни на сателлиты так, чтобы ось полуосевых шестерен была перпендикулярна оси коробки дифференциала.
  5. Не меняя зацепления, повернуть полуосевые шестерни одновременно с сателлитами так, чтобы шлицевые отверстия шестерен совпали с отверстиями цапф коробки.
  6. В отверстия полуосевой шестерни и цапфы коробки вставить фланец полуоси с надетым на него стопорным кольцом.

После сборки шестерни должны вращаться при приложении к ним момента, не превышающего 2 кгс·м. Допустимый осевой свободный ход (люфт) шестерен полуоси 0.3 мм. При появлении большого осевого люфта рекомендуется положить под шестерни полуоси стальные или бронзовые прокладки со сферой 85 мм внутренним диаметром 30 мм, наружным диаметром 60 мм и такой толщины, чтобы устранить свободный ход. Толщина прокладок под обе шестерни полуоси должна быть одинаковой.


Наверх 18. Проверка технического состояния деталей главной передачи

Прежде чем приступить к осмотру, детали главной передачи следует тщательно вымыть. При осмотре и проверке выполнить следующее:

  1. Проверить, не имеются ли на зубьях признаки повышенного износа или повреждения и правильно ли расположены пятна контакта на рабочей поверхности зубьев. При обнаружении повышенного износа деталей, неполного зацепления зубьев шестерен или наличии выкрошенных зубьев необходимо заменить их новыми.
  2. Проверить состояние поверхностей оси сателлитов и отверстий сателлитов. При незначительных повреждениях отполировать поверхности шкуркой, а при серьезных повреждениях - заменить детали новыми. Проверку состояния поверхностей шестерен полуоси и их посадочных поверхностей на коробке дифференциала производить аналогичным образом.
  3. Осмотреть подшипники ведущей шестерни и коробки дифференциала. Они должны быть без признаков износа, с гладкими рабочими поверхностями.
  4. Заменить подшипники при малейшем сомнении в их работоспособности, плохое состояние подшипников может быть причиной шума и заедания зубьев.
  5. Проверить, не имеются ли на картере главной передачи и на коробке дифференциала деформации или трещины. При необходимости заменить их новыми. При наличии на картере главной передачи трещин, вмятин, забоин по разъемам фланцев картер необходимо заменить одновременно с картером коробки передач, поскольку картеры подвергаются совместной обработке для обеспечения точного взаимного положения входящих к коробку деталей. При замене картера главной пере дачи необходимо установить центрирующие штифты картера сцепления и шпильки крепления картера сцеплений.

Наверх 19. Сборка, регулировка и установка главной передачи

При сборке главной передачи рекомендуется применять следующий инструмент и приспособления: ручной пресс, стенд для сборки, стойку с часовым индикатором 80-П100, микрометры 0-25 и 25-50, оправки 80-П075, 80-П099 для запрессовки наружных колец переднего и заднего подшипников и внутреннего кольца заднего подшипника, оправку 80-П098 для запрессовки сальника фланца полуоси, специальную оправку 1 и микрометрическую стойку 2 для замера монтажного размера в картере главной передачи, динамометрический ключ до 18 кгс·м, специальный ключ для регулировочных гаек подшипников дифференциала, контрольное приспособление для проверки момента трения (сдвига) подшипников ведущей шестерни, оправку для напрессовки подшипников дифференциала.

Долговечность и бесшумность работы главной передачи зависят от правильной и аккуратной сборки. При сборке должна быть обеспечена правильная взаимная установка ведущей и ведомой шестерен, установка ведущей шестерни по монтажному размеру С, а также обеспечен необходимый боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен.

Установку главной передачи необходимо производить в порядке обратном снятию.

Монтажный размер С (рис.п.19.1.4) определяет расстояние от торца ведущей шестерни до оси дифференциала. Теоретический монтажный размер равен 53.4 мм. Однако при подборе пары на контрольном станке для обеспечения правильного контакта на зубьях и получения при этом бесшумной работы ведомую и ведущую шестерни передвигают вдоль своих осей. Таким образом, нарушается теоретический монтажный размер и в него вносится первая поправка. Кроме того, высота головки ведущей шестерни бывает различной (в пределах допуска), поэтому после замера ее номинальной высоты вносится вторая поправка. Сумма этих двух поправок (отклонений) записывается электрографом на торцах ведущей и ведомой шестерен как общая поправка к теоретическому монтажному размеру С.

Если у числа поправки стоит знак " + " то это означает увеличение монтажного размера 53.4 мм если знак " - ", то уменьшение. Полученный результат будет являться номинальным монтажным размером данной пары. Допустимое отклонение может находиться в пределах от +0.03 до -0.07 мм.

Боковой зазор между зубьями пары сопрягаемых ведущей и ведомой шестерен необходим вследствие температурных изменений, появляющихся в процессе работы узла, необходимости правильного расположения пятна контакта зубьев к возникновения погрешностей геометрических параметров при обработке зубьев шестерен.

Проверка бокового зазора

Для шестерен главной передачи боковой зазор, замеренный по нормали к профилю зуба ведомой шестерни, должен быть 0.08-0.17 мм, однако для каждой отдельно взятой пары шестерен разница между наибольшим и наименьшим зазорами не должна превышать 0.06 мм (замер производится в четырех точках, равномерно расположенных по окружности ведомой шестерни). Разность зазора по двум рядом расположенным зубьям - не более 0.03 мм.

19.1. Установка ведущей шестерни

  1. Запрессовать наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни и первичного вала в картеры главной передачи и коробки передач. При запрессовке колец подшипников во избежание деформаций картера подставка пресса должна опираться на внутреннюю стенку картера в зоне прессования. При запрессовке наружного кольца переднего подшипника ведущей шестерни внутреннюю кромку проточки на кольце совместить с обработанной плоскостью на стенке картера главной передачи.
  2. Снятие и установка стопора В проточку наружного кольца 4 подшипника вставить стопор 1, установить стопорную шайбу 2, затянуть болт 3 и загибанием "усов" шайбы на грани болта застопорить его. После запрессовки наружного кольца подшипника первичного вала кольцо следует зафиксировать винтом, конус которого должен войти в проточку на кольце. После затяжки винта сепаратор с роликами подшипника должен легко вращаться в наружном кольце. Винт застопорить кернением. При этом металл картера должен войти в шлиц винта.
  3. Напрессовать внутреннее кольцо переднего подшипника на ведущую шестерню, ведомую шестерню IV передачи - на ведущую шестерню главной передачи.
  4. Для замера монтажного размера С подсобранную ведущую шестерню главной передачи вставить в собранные вместе с прокладкой 7 картеры главной передачи и коробки передач, установить на ведущую шестерню внутренние полукольца заднего подшипника и, используя ведомую шестерню V передачи или технологическую втулку и шайбу, затянуть гайку ведущей шестерни. Момент затяжки 14-16 кгс·м.
  5. Установка ведущей шестерни
    Используя контрольную оправку 2, с помощью микрометрической стойки 1, перемещаемой по торцу ведущей шестерни, замерить расстояние б до оправки. При отсутствии микрометрической стойки размер б можно замерить мерными плитками 3.
  6. Из монтажного размера А, представляющего сумму размера б (зафиксированного микрометрической стойкой и замеренного микрометром) и половины диаметра контрольной оправки а, нужно вычесть номинальный монтажный размер пары С. Разность А-С и будет представлять собой толщину необходимого набора регулировочных шайб Е, который следует установить на ведущую шестерню главной передачи между шестерней IV передачи и внутренним полукольцом заднего подшипника.
    Определение монтажного размера шестерни главной передачи       Определение монтажного размера мерными плитками
    Монтажный размер С ведущей шестерни (с учетом поправки) обеспечивается набором регулировочных шайб толщиной 1.5; 1.85; 1.9; 1.95, 2; 2.05; 2.1; 2.15 мм. Количество шайб должно быть не более двух в одном наборе. Затяжка гайки ведущей шестерни Размер от оси дифференциала до переднего торца внутреннего кольца заднего подшипника следует замерять при соединенных картерах и установленной между ними прокладке.
  7. После определения толщины набора регулировочных шайб контролируется монтажный размер С для 100% шестерен и картеров, подсобранных следующим образом: картер главной передачи с картером коробки передач и прокладкой в сборе, ведущая шестерня с шестерней IV передачи, передним и задним подшипниками, пластина крепления заднего подшипника, винты крепления пластины, шестерня V передачи или технологическая втулка, шайба и гайка ведущей шестерни. Контроль монтажного размера С производить при затяжке гайки ведущей шестерни динамометрическим ключом. Момент затяжки 14-16 кгс·м. Допустимое отклонение от монтажного размера +0.03...-0.07 мм.
  8. После проверки монтажного размера заменить регулировочные шайбы, если это необходимо. Следует помнить, что после проверки монтажного размера разукомплектование деталей, определяющих монтажный размер С, приведет к его изменению.

19.2. Установка ведомой шестерни и дифференциала

Крепление ведомой шестерни к коробке дифференциала

Напрессовывать ведомую шестерню на коробку собранного дифференциала следует на прессе или с помощью деревянного или резинового молотка. Перед напрессовкой ввернуть несколько резьбовых шпилек в отверстия ведомой шестерни - они помогут совместить отверстия ведомой шестерни с отверстиями во фланце коробки. Шпильки можно изготовить из болтов, опилив головки. Привернуть ведомую шестерню 4 болтами 2. Момент затяжки 7-8.5 кгс·м. Перед запрессовкой подшипников дифференциала на цапфу коробки со стороны ведомой шестерни следует установить ведущую шестерню привода спидометра. Она должна быть установлена зубчатым венцом к фланцу коробки дифференциала. При этом выступ на внутренней поверхности шестерни должен совпадать с впадиной на цапфе коробки.

Установку дифференциала, регулировку подшипников дифференциала и бокового зазора шестерен главной передачи необходимо производить в следующем порядке:

  1. Установка дифференциала в картер главной передачи Подсобранный дифференциал 2 вставить в картер 1 главной передачи через его проем со стороны картера сцепления последовательной заводкой цапф коробки, начиная с цапфы, противоположной фланцу коробки дифференциала.
  2. Установить резиновые уплотнительные кольца в проточки гнезд под подшипники.
  3. Запрессовать с помощью оправки в регулировочные гайки подшипников дифференциала манжеты фланца полуоси. Перед сборкой манжеты окунуть в моторное масло. При запрессовке манжет необходимо следить за тем, чтобы не повредить их рабочие кромки и наружную поверхность. Запрессовку манжет производить со стороны пазов регулировочной гайки, выдержав размер 13 мм от торца гайки со стороны большой фаски до торца манжеты.
  4. При заворачивании регулировочных гаек подшипников дифференциала обеспечить размер 48 мм от оси ведущей шестерни до привалочного торца ведомой шестерни.

После сборки коробки передач отрегулировать боковой зазор в шестернях главной передачи и преднатяг подшипников дифференциала в следующем порядке:

  1. Свободным (без усилия) перемещением регулировочных гаек установить боковой зазор между зубьями шестерен 0.1-0.15 мм. При этом обе гайки должны касаться наружных колец подшипников.
  2. Затянуть одновременно обе гайки с поворотом их на 60-75°. После затяжки регулировочных гаек боковой зазор не должен измениться.

Более простой способ регулировки бокового зазора в зацеплении шестерен и преднатяга подшипников дифференциала состоит в следующем: затянуть регулировочную гайку со стороны ведомой шестерни до беззазорного зацепления шестерен (должно ощущаться сопротивление вращению гайки). При этом противоположная, гайка не должна касаться торца подшипника, после чего затянуть регулировочную гайку с противоположной стороны ведомой шестерни до обеспечения бокового зазора в зацеплении 0.10-0.15 мм.

Боковой зазор проверяется вращательным покачиванием в обе стороны ведомой шестерни. При этом ножка индикатора должна опираться на зуб около наружного торца шестерни перпендикулярно боковой поверхности зуба. При проверке бокового зазора ведущая шестерня должна быть заблокирована специальным кронштейном.

Преднатяг подшипников дифференциала после регулировки бокового зазора в шестернях главной передачи должен быть 0.15-0.25 кгс·м. Проверяется преднатяг подшипников проворачиванием первичного вала при включенной V передаче.

Установка фланца полуоси

После выполнения регулировочных работ:

  1. Установить редуктор привода спидометра. Момент затяжки корпуса редуктора 1.4-2.0 кгс·м.
  2. Установить стопор регулировочных гаек ведомой шестерни, закрепив его болтами к картеру главной передачи моментом 1.6-18 кгс·м. Легкими ударами молотка 3 вставить в цапфу коробки дифференциала фланцы 7 полуосей с надетыми на них кольцами.
  3. Установить картер сцепления на картер главной передачи, предварительно положив между фланцами картеров прокладку, смазанную пластичной (консистентной) смазкой. Затяжку гаек крепления производить постепенно, крест-накрест, моментом 2.8-3.6 кгс·м.

Наверх 20. Комментарии мастера

По опыту работы с описываемой коробкой могу сказать, что мне не встречались главные пары, имеющие плохую твердость (чем не могут похвастаться главные пары ВАЗа). При закручивании регулировочных гаек редуктора рекомендую смазывать их не литолом (как говорилось выше), а герметиком, что исключит в будущем течь масла из под гаек, хотя под них и ставятся резиновые кольца. То же самое сделайте и с сальниками.

Два слова хочу сказать о первичном и вторичном валах. Вторичный вал старого образца имеет полностью литую форму и шестерни напрессовываются на него по шлицам, а на вал нового типа последние шестерни ставятся через металлическую проставку.

При замене главной пары (хвостовик является вторичным валом) обращайте внимание на то, чтобы продавец продавал вторичный вал в сборе с новыми шестернями и проставкой. Некоторые распаривают комплекты и продают все по отдельности.

Новые первичные валы тоже видоизменились. На старом первичном вале имелось отверстие под болт для крепления ступицы V передачи. Этот болт - ахиллесова пята вала. Если его перетянуть он обламывается и вал приходится выбрасывать, а если не дотянуть, то исчезает V передача и возникают проблемы с включением других передач. У первичных валов нового типа изменена задняя часть вала, там нарезана резьба под гайку, которая имеет внутренний шестигранник на 12 и надежно крепит ступицу к валу. Но вот одна особенность - если в коробке с новыми валами немного падает уровень масла, то подшипник V передачи испытывает сильное маслинное голодание и со временем плавится (обойма у него пластмассовая).