Поиск

ГЛАВНАЯ / КПП / НЕИСПРАВНОСТИ

Совет
Вы можете задать вопрос мастеру по ремонту или устройству КПП или редуктора

Анекдот
Жена - мужу:
- Мне надоело быть твоей служанкой! Я подаю на развод!
- Нет, ты уволена!



© DOOMer & VAVilON
2001-2015

Рейтинг@Mail.ru
Распечатать

Неисправности КПП



Неисправности КПП

Типы неисправностей и их причины

В процессе эксплуатации автомобиля в коробке передач и механизме управления могут возникнуть неисправности, связанные с износом и поломками деталей. Техническое состояние коробки передач и ее механизма управления может быть оценено по отклонениям размеров деталей от обеспечиваемых при сборке на заводе и допустимым износам к зазорам в основных сопряженных деталях, а также по состоянию рабочих поверхностей деталей.

Прежде чем перейти к описанию возможных неисправностей коробок переключения передач, хотелось бы ввести несколько понятий, связанных с неисправностями коробок, которые облегчат в дальнейшем понимание причин возникновения неисправности и возможных ее последствий.


Наверх Дефекты

Различают конструктивные, производственные и эксплуатационные дефекты.

Конструктивные и производственные дефекты возникают в результате ошибок, допущенных при конструировании, изготовлении и ремонте автомобиля.

Эксплуатационные дефекты являются следствием естественного изнашивания деталей или неправильного технического обслуживания автомобиля.

Естественное изнашивание происходит в результате трения между трущимися поверхностями и усталости поверхностного слоя материалов.


Наверх Изнашивание

Различают 3 группы изнашивания: механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое.

Механическое изнашивание. Его подразделяют на абразивное, пластическое деформирование, хрупкое разрушение, усталостное изнашивание.

  • Абразивное изнашивание возникает в результате режущего или царапающего действия твердых частиц (пыли, продуктов износа), попадающих между трущимися поверхностями.
  • Пластическая деформация происходит под действием значительных нагрузок на детали и сопровождается изменением их размеров без потери массы.
  • Хрупкое разрушение наблюдается на деталях, подверженных ударным нагрузкам. Например, на рабочих поверхностях беговых дорожек подшипников качения происходит наклеп поверхности, а затем отслаивание частиц металла.
  • Усталостное изнашивание возникает при трении качения и наблюдается на рабочих поверхностях подшипников качения и на зубьях шестерен. Повторно-переменные нагрузки и высокие удельные давления в контакте вызывают появление микротрещин, отслаивание чешуек металла и образование впадин на рабочих поверхностях.

Молекулярно-механическое изнашивание происходит в результате молекулярного сцепления материалов трущихся поверхностей сопряженных деталей. При относительном перемещении деталей неровности поверхностей пластически деформируются, возникают местные контакты (схватывания) на трущихся поверхностях и разрушения их с отделением частиц металла или налипанием их на поверхностях трения. Такое изнашивание наблюдается в процессе приработки механизмов и обкатки автомобиля. Оно может привести к задиру и заеданию деталей.

Коррозионно-механическое изнашивание возникает при сочетании коррозии и механического изнашивания. Коррозией называется разрушение металлов, вызываемое электрохимическим или химическим воздействием внешней среды (кислорода, газов). Электрохимическая коррозия возникает на поверхности металлов из-за их неоднородности. Коррозионно-механическое изнашивание проявляется в виде окисления и отслаивания поверхностных слоев металла. Оно наблюдается у деталей, на которые воздействуют кислоты, содержащиеся в нефтепродуктах или образующиеся при работе агрегатов.

Размер износа зависит от конструкции механизма и условий работы деталей, материала, из которых изготовлены детали, их механической и термической обработки, наличия и качества смазочных материалов, качества сборки и регулировки механизмов, и агрегатов, своевременности и качества выполнения технического обслуживания, условий эксплуатации, приемов вождения автомобиля и других причин. С увеличением пробега автомобиля износ и зазор между сопряженными деталями постепенно увеличиваются. Нарастание износа в различных сопряжениях неодинаково, так как неодинаковы износостойкость деталей и условия их работы. Если детали подвержены ударным и знакопеременным нагрузкам, то значительное отклонение от установленного зазора приводит к резко возрастающим износам.

Износ детали, при котором она может работать нормально до очередного ремонта, называется допустимым. Износ, при котором нарушаются нормальные условия работы сопряженных деталей и дальнейшая эксплуатация становится невозможной или неэкономичной, называется предельным. После достижения предельного износа деталь необходимо ремонтировать, так как ударные нагрузки, возникающие между сопряженными деталями из-за большого зазора и ухудшения условий смазки, приводят к резкому увеличению изнашивания и могут вызвать поломку деталей. В случаях, когда неисправности угрожают безопасности движения или возникает опасность аварийного отказа агрегата, движение автомобиля должно быть прекращено.


Наверх Возможные неисправности

Большая часть неисправностей коробки переключения передач не возникает неожиданно, а проявляются постепенно, в течение иногда довольно длительного периода времени. О приближающемся выходе какой-либо детали из строя начинают предупреждать посторонние звуки, исходящие со стороны КПП.

Шум выжимного подшипника постоянен, при выжатой или отпущенной педали сцепления. Бывают случаи, когда выжимной подшипник свистит.

Шум подшипника первичного вала не сложно отличить от шума выжимного подшипника, достаточно выжать педаль сцепления. Если шум пропадет, а после отпускания педали возобновится, следовательно, шумит подшипник первичного вала.

Шум в коробке передач может быть вызван низким уровнем масла. В некоторых случаях это приводит к тому, что горят шестерни, становятся синими. На вид они хорошие, но могут шуметь, а в будущем выкрашиваться. Из-за низкого качества подшипников шестерни очень часто начинают шуметь раньше срока.

Шум в коробке передач с постукиванием может возникнуть после износа, поломки или сильного выкрашивания зубьев на шестернях. При сильных повреждениях стук будет постоянным. Эта неисправность - следствие спортивного или очень жесткого стиля вождения. Чаще всего этой болезнью страдают наши "НИВЫ".

Включение передачи с хрустом встречается не так часто, но из-за этого могут быть большие неприятности. Причиной такого включения может быть, деформация блокирующего кольца или поломка пружины, его поджимающей. Поломка пружины может привести к выкрашиванию зубьев шестерен, разрушению муфты включения, что приводит к самовыключению передачи.

Самопроизвольное выключение передачи, пожалуй, самая распространенная неисправность. Страдают этой болезнью в основном все пяти ступенчатые коробки передач. У ВАЗовских коробок часто выбивает IV и V передачи.

Причиной вылета V передачи служат:

  • изнашивание зубчатых венцов на шестерне и муфте включения передачи;
  • кривизна и износ вилки включения;
  • поломка пружины блокирующего кольца;
  • ослабление затяжки гайки фланца КПП.

Самопроизвольное выключение IV передачи происходит по тем же причинам, что и V передачи, но этот дефект может вызвать поломка пружинного кольца первичного вала. При включении передачи вал смещается и передача недовключается. У пятиступенчатых КПП ГАЗ почти те же неисправности, но есть одна маленькая деталь - без видимых причин вылетает III или IV передачи. Проверьте фиксирующие пружинки, бывает, они лопаются.