Устройство КПП ГАЗ
Коробка переключения передач ГАЗ
Пятиступенчатая коробка переключения передач:
1 - первичный вал; 2 - крышка подшипника первичного вала; 3,35 - манжеты; 4 - шариковый подшипник первичного вала; 5,17,44 - стопорные кольца; 6 - роликовый подшипник вторичного вала; 7 - сапун; 8 - блокирующее кольцо; 9 - муфта включения передач; 10 - сухарь синхронизатора; 11 - ступица муфты включения третьей и четвертой передач; 12 - шестерня третьей передачи; 13 - игольчатый подшипник шестерни; 14 - стопорное кольцо полуколец; 15 - полукольцо; 16 - шестерня второй передачи; 18 - шестерня первой передачи; 19 - вторичный вал; 20 - шестерня передачи заднего хода; 21 - вилка включения пятой передачи и передачи заднего хода; 22 - ступица муфты включения пятой передачи и передачи заднего хода; 23 - болт крепления пластины фиксатора; 24 - пластина; 25 - пружина фиксаторов; 26 - шарик фиксаторов; 27 - пружина блокировочной втулки; 28 - блокировочная втулка; 29 - головка штока включения передачи заднего хода; 30 - корпус рычага переключения передач; 31 - шестерня пятой передачи; 32 - упорная шайба; 33 - распорная втулка; 34 - задний картер коробки передач; 36 - ось промежуточной шестерни передачи заднего хода; 37 - игольчатый подшипник промежуточной шестерни передачи заднего хода; 38 - промежуточная шестерня передачи заднего хода; 39 - штифт; 40 - болт крепления втулки оси промежуточной шестерни передачи заднего хода; 41 - втулка оси промежуточной шестерни передачи заднего хода; 42 - шариковый подшипник вторичного вала; 43 - стопорное кольцо подшипника вторичного вала; 45 - шариковый подшипник; 46 - маслосливная пробка; 47 - блок шестерен; 48 - маслоналивная пробка; 49 - передний картер коробки передач; 50 - регулировочные прокладки; 51 - уплотнитель пола; 52 - защитный уплотнитель; 53 - колпак; 54 - нижняя часть рычага переключения передач; 55 - пружина; 56 - седло пружины; 57 - запорная втулка; 55 - резиновая подушка; 59 - распорная втулка; 60 - верхняя часть рычага переключения передач; 61 - упорный конус; 62 - рукоятка
На автомобилях ГАЗ-3302 "Газель" и ГАЗ-31029 "Волга" устанавливается пятиступенчатая коробка передач. Установка пятой, высшей передачи обеспечивает в реальных условиях эксплуатации экономию 0.7-1.0 л топлива на 100 км пробега по сравнению с четырехступенчатой коробкой передач, максимальную скорость движения 115 км/ч, снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя на высоких скоростях движения автомобиля, а также повышает его долговечность.
Картер коробки передач, в котором располагаются шестерни и механизм переключения передач, изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей - переднего 49 и заднего 34 картера. Для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий под штоки механизма переключения передач эти картеры центрируются по установочным втулкам, запрессованным в передний картер, и соединяются друг с другом десятью болтами.
Шестерня первичного вала, а также шестерни первой, второй, третьей, пятой передач и передачи заднего хода, установленные на вторичном валу 19, находятся в постоянном зацеплении с шестернями блока 47 шестерен, имеют косые зубья и вращаются на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня передачи заднего хода вращается на насыпных роликах диаметром 3 мм на оси, опоры которой располагаются в обоих картерах.
Основные данные коробок передач |
ГАЗ-31029 "Волга" |
ГАЗ-3302 "Газель" |
Масса (без массы масла), кг |
32 |
Передаточные числа передач:
первой
второй
третьей
четвертой
пятой
заднего хода
|
3.613
2.188
1.304
1.000
0.794
3.280
|
4.050
2.340
1.395
1.000
0.849
3.510
|
Заправочный объем, л |
1.2 |
Межцентровое расстояние, мм |
80 |
Передаточное число привода спидометра |
3.160 |
2.430 |
Передаточное число рычага переключения передач |
6.300 |
5.500 |
Все передачи снабжены инерционными синхронизаторами, зубчатые венцы с конусами которых соединяются с шестернями посредством мелких шлицев. Включение передач производится соединением внутренних зубьев скользящих муфт 9 с наружными зубчатыми венцами синхронизаторов. Боковые стороны зубьев муфт и венцов синхронизаторов скошены вовнутрь под углом 4° и при включенном положении образуют замок, препятствующий самовыключению передач. Выступы на зубьях венцов синхронизаторов ограничивают перемещения муфт при включении передач.
Осевые нагрузки от косых зубьев шестерен вторичного вала воспринимаются стопорными кольцами 17 и 44, упорной шайбой 32, буртом вторичного вала и расположенными в канавке на вторичном валу двумя упорными полукольцами 15, которые схватываются кольцом 14.
Шариковые подшипники первичного и вторичного валов установлены на валах с помощью пружинных и стопорных колец и фиксируются в картерах наружными стопорными кольцами.
Блок шестерен вращается на шариковых подшипниках, расположенных в глухих гнездах переднего и заднего картеров. Возможный осевой зазор предотвращается постановкой при сборке регулировочных прокладок 50 в гнезде переднего картера. Венцы шестерен постоянного зацепления третьей, второй и пятой передач блока шестерен посажены с натягом на промежуточный вал, на котором нарезаны длинные зубья, служащие одновременно венцами шестерен первой передачи и передачи заднего хода блока шестерен. Головка оси 36 промежуточной шестерни передачи заднего хода располагается в постели на заднем картере коробки передач и крепится в ней стопорными болтами. Противоположный конец оси входит во втулку 41, фиксируется в ней разрезным упругим штифтом, а втулка крепится к постели в переднем картере также стопорным болтом.
Механизм переключения передач содержит штоки, на которых крепятся вилки 21. Лапки вилок входят в кольцевые проточки муфт включения и головки 29, в пазах которых располагается нижний конец рычага переключения передач. Штоки во включенном и выключенном положениях фиксируются шариками 26 и пружинами 25. Блокировочное устройство, состоящее из двух стопорных плунжеров и стопорного пальца, предохраняет коробку передач от одновременного включения двух передач. Кроме того, между головкой 29 штока включения передачи заднего хода и стенкой заднего картера располагается блокировочная втулка 28 с пружиной 27, которая делает невозможным случайное перемещение рычага переключения передач из положения включенной пятой передачи в положение включения передачи заднего хода. Рычаг переключения передач снабжен демпферным устройством, устраняющим его дребезг при резонансе на больших частотах вращения коленчатого вала двигателя, и располагается в специальном корпусе 30, крепящемся к заднему картеру сверху. При помощи пружин и предохранителей нижняя головка рычага переключения передач в нейтральном положении всегда располагается в головке штока включения третьей и четвертой передач.
Маслосливная пробка 46 снабжена магнитом, улавливающим содержащиеся в масле мелкие частички металла - продукты износа деталей коробки передач.
|