Устройство КПП ВАЗ (передний привод)
Коробка переключения передач ВАЗ (передний привод)
Четырехступенчатая коробка переключения передач:
1 - картер коробки; 2 - пробка заливного и контрольного отверстия; 3 - пробка сливного отверстия; 4 - регулировочное кольцо; 5 - привод левого переднего колеса; 6 - ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 7 - муфта синхронизатора I, II передач с венцом заднего хода; 8 - ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 9 - стопорное кольцо; 10 - упорное полукольцо; 11 - ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 12 - ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13 - ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 14 - игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 15 - упорная шайба шестерни IV передачи; 16 - шариковый подшипник вторичного вала; 17 - задняя крышка коробки передач; 18 - шариковый подшипник первичного вала; 19 - сапун; 20 -блокирующее кольцо синхронизатора; 21 - скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 22 -сухарь фиксатора; 23 - первичный вал; 24 - шарик фиксатора; 25 - вилка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач; 26 - роликовый подшипник первичного вала; 27 - рычаг вилки выключения сцепления; 28 - втулка вилки выключения сцепления; 29 - картер сцепления; 30 - вилка выключения сцепления; 31 - подшипник выключения сцепления; 32 - роликовый подшипник вторичного вала; 33 - вторичный вал; 34 - ведомая шестерня главной передачи; 35 - роликовый конический подшипник дифференциала; 36 - коробка дифференциала; 37 - сателлит; 38 - стопорное кольцо полуосевой шестерни; 39 - полуосевая шестерня; 40 - ведущая шестерня привода спидометра; 41 - привод правого переднего колеса; 42 - привод спидометра; 43 - ось сателлитов; 45 - защитный чехол шарнира привода переключения передач
В зависимости от комплектации автомобиля может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей, передаточное число которой может иметь различные значения.
Передаточные числа передач |
2108 |
21081 |
21083 |
2109 |
21091 |
21093 |
21099 |
первой |
3.636 |
второй |
1.95 |
третьей |
1.357 |
четвертой |
0.941 |
пятой |
0.784 |
заднего хода |
3.53 |
главной передачи |
3.9 |
4.13 |
3.7/3.9 |
3.9 |
4.13 |
3.7/3.9 |
3.7/3.9 |
Первичный вал 23 выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Они установлены на игольчатых подшипниках на вторичном валу 33. Кроме них на валу размещены два синхронизатора. Заодно с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи.
Шестерни - цилиндрические, косозубые, постоянного зацепления, за исключением прямозубой шестерни заднего хода. На каждой шестерне имеется дополнительный прямозубый венец, с которым соединяются скользящие муфты синхронизаторов при включении передачи. В шестернях 2108 выполнены радиальные отверстия для подвода масла (смазкоразбрызгиванием), шестерни 2110 смазываются маслом, поступающим из вала. Наборы шестерен невзаимозаменяемы из-за разницы посадочных отверстий и поставляются вместе с валом.
Передние подшипники валов - роликовые, задние - шариковые. Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0.07 мм, в шариковых - 0.04 мм. Под передним подшипником вторичного вала коробки с валами 2110 расположен маслосборник, направляющий поток масла внутрь вала.
Дифференциал - конический, двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 4. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня 34 главной передачи.
Привод управления коробкой передач состоит из рычага 38 переключения передач, шаровой опоры 36, тяги 34, штока 19 выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.
На внутреннем конце штока 19 закреплен рычаг 20, который действует на трехплечий рычаг 11 механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера 23 сцепления.
В корпусе 1 механизма выбора передач крепятся две оси. На оси 4 установлены трехплечий рычаг выбора передач, две блокировочные скобы 8 и 13 и втулка 12. Другая ось 3 проходит через отверстие ступицы блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Плечо рычага 2 выбора передач служит для включения передач переднего хода, плечо 11 - для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. В ступице рычага выбора передач вмонтирован фиксатор 9. На оси 7 установлена вилка 10 включения заднего хода.
У пятиступенчатой коробки передач первичный и вторичный валы имеют консольные концы. На этой части валов расположены ведущая 8 и ведомая 2 шестерни пятой передачи и ее синхронизатор 3. У данной коробки передач в механизме выбора передач упорная втулка не устанавливается.
Для отличия вторичных валов на их зубчатых венцах проточены канавки: две слева (венец вала расположен справа от наблюдателя) - для семнадцати зубового венца, одна слева - для шестнадцати зубового венца, одна справа - для пятнадцати зубового венца.
На ведомых шестернях главной передачи выполнена маркировка передаточного числа (например, 65/15).
Для отличия коробок передач по передаточным числам главной передачи они маркируются краской. Маркировка наносится на верхней части картера коробки передач: 01 - для передаточного числа 3.9; 02 - для передаточного числа 4.1; 03 - для передаточного числа 3.7; 00 - для передаточного числа 4.1 пятиступенчатой коробки передач.
Выпуск четырех- и пятиступенчатых коробок с индексами 2108 и 21083, соответственно, к настоящему времени прекращен. На конвейер и в запасные части поставляют коробку 2109. Она отличается иным расположением сапуна вентиляции картера - на картере сцепления (раньше был на задней крышке), наличием щупа уровня масла, другой системой смазки.
В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло ТМ-5-9п, рассчитанное на 75000 км пробега.
|