Устройство КПП ВАЗ (задний привод)
Коробка переключения передач ВАЗ (задний привод)
Четырехступенчатая коробка переключения передач:
1 - сальник первичного вала; 2 - задний подшипник первичного вала; 3 - картер сцепления; 4 - установочное кольцо подшипника; 5 - игольчатый подшипник вторичного вала; 6 - упорная шайба пружины синхронизатора IV передачи; 7 - зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 8 - сапун; 9 - муфта синхронизатора III и IV передач; 10 - ступица муфты синхронизатора; 11 - стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора; 12 - блокирующее кольцо синхронизатора; 13 - пружина синхронизатора; 14 - ведомая шестерня III передачи; 15 - ведомая шестерня II передачи; 16 - вторичный вал; 17 - ведомая шестерня I передачи; 18 - втулка шестерни I передачи; 19 - промежуточный подшипник вторичного вала; 20 - стопорная пластина; 21 - ведомая шестерня заднего хода; 22 - стержень рычага; 23 - упорная подушка; 24 - упругая подушка; 25 - дистанционная втулка; 26 - запорная втулка; 27 - ведущая шестерня привода спидометра; 28 - сальник вторичного вала; 29 - фланец эластичной муфты; 30 - гайка; 31 - уплотнитель центрирующего кольца; 32 - стопорное кольцо; 33 - центрирующее кольцо; 34 - задний подшипник вторичного вала; 35 - грязеотражатель; 36 - ведомая шестерня привода спидометра; 37 - задняя крышка коробки передач; 38 - привод спидометра; 39 - вилка включения заднего хода; 40 - ведущая шестерня заднего хода; 41 - промежуточная шестерня заднего хода; 42 - ось промежуточной шестерни; 43 - задний подшипник промежуточного вала; 44 - ведущая шестерня I передачи; 45 - муфта синхронизатора I и II передач; 46 - картер коробки передач; 47- ведущая шестерня II передачи; 48 - ведущая шестерня III передачи; 49 - пробка заливного и контрольного отверстия; 50 - нижняя крышка коробки передач; 51 - промежуточный вал; 52 - шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 53 - передний подшипник промежуточного вала; 54 - зажимная шайба подшипника; 55 - болт; 56 - шестерня постоянного зацепления первичного вала; 57 - пружинная шайба; 58 - стопорное кольцо; 59 - передняя крышка коробки передач; 60 - первичный вал
С 1987 г. на всех выпускаемых моделях коробки передач унифицированы по передаточным числам и имеют одинаковую конструкцию. Исключение составляет полноприводный автомобиль ВАЗ-2121, у которого привод спидометра осуществляется от раздаточной коробки, а не от коробки передач.
Отличаются коробки передач приводами спидометров, каждый из которых соответствует своему передаточному числу главной передачи. Для внешнего отличия на приводе спидометра наносится метка краской: синей для передаточного числа главной передачи 3.9; красной для 4.1, не окрашивается для 4.3. Кроме того, на картер сцепления (напротив сапуна) наносится краской маркировка, указывающая, на какую модель автомобиля она устанавливается. Например, для автомобилей ВАЗ-2104, -2105 маркируется цифрой 5, для ВАЗ-2107 - 7. На описываемых моделях устанавливается четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Часть автомобилей оснащается пятиступенчатой коробкой передач, изготовленной на базе четырехступенчатой коробки.
Коробка передач состоит из картера 46, в котором расположены первичный, промежуточный и вторичный валы с шестернями синхронизаторами, и механического привода переключения передач. Первичный вал 60 вращается в двух подшипниках: передний расположен в торце коленчатого вала, задний - гнезде картера коробки передач. Вал имеет два зубчатых венца. Шестерня постоянного зацепления первичного вала 56 с косыми зубьями находится в постоянном зацеплении с шестерней 52 промежуточного вала, а венец 7 с прямыми зубьями является венцом синхронизатора IV передачи. Промежуточный вал представляет собой блок четырех шестерен, установленный в двух подшипниках. Вторичный вал установлен на трех подшипниках. На нем расположены два синхронизатора. Каждый из них состоит из скользящей муфты ступицы блокирующих колец и пружин. Ступица, жестко соединенная с вторичным валом, имеет внешние венцы, на которых расположена скользящая муфта. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединяются с венцами синхронизаторов первичного вала и шестерни 14 III передачи. Кольца поджимаются к коническим поверхностям муфты пружинами 13. Промежуточная шестерня 41 заднего хода свободно расположена на оси 42.
Передачи переключаются при помощи механического привода, состоящего из трех штоков, на которых закреплены вилки, входящие в проточку скользящих муфт 9 и 45 синхронизаторов, а вилка 39, входящая в протоку шестерни 41 заднего хода.
|